Новые публикации
Опрос
Был ли у вас такой опыт?
 

Самые популярные статьи
Материалы с сайта
Главная
astrokey-org09.jpg

Расшифровка редких терминов и понятий, часто встречающихся в материалах сайта astrokey.org



Аитэ (aite) - японский иероглифический словарь дает следующее толкование слова АИТЭ: тот, кто вовлечен в то же дело, что и главное действующее лицо, тот, кто находится с ним в равных условиях и имеет равные возможности.

Синестезия (греч. συναίσθηση — одновременное ощущение, совместное чувство) — в психологии — явление восприятия, когда при раздражении одного органа чувств (вследствие иррадиации возбуждения с нервных структур одной сенсорной системы на другую) наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств. Примеры: цветной слух, цветное обоняние, шелест запахов.


Слуховая синестезия — способность некоторых людей «слышать» звуки при наблюдении за движущимися предметами или за вспышками, даже если они не сопровождаются реальными звуковыми явлениями, было открыто американскими учеными Мелиссой Саэнс (Melissa Saenz) и Кристофом Кохом (Christof Koch) из Калифорнийского технологического института.
Так же существует вкусовая синестезия: появление вкусовых ассоциаций от каких-либо слов, образов. Чаще всего встречаются синестеты с цветовыми или фактурными ассоциациями на буквы и цифры.

Неоэзотерика (neoesoterik) – это реорганизованная, в соответствии с принципами построения современного естествознания, классическая эзотерика, по сравнению с которой NZ-концепции обладают качественно иным, более высоким уровнем достоверности.

Основу неоэзотерики составляет теория о вероятных путях познания, объединяемых в некое пространство. В нем исследователь избирает одно из направлений, руководствуясь эзотерическим признаком истинности, так называемым критерием Прохода. Согласно ему, ложно все то, что препятствует возможности неограниченного развития индивидуума или же вступает в противоречие с научно установленными фактами. Таким образом, принцип веры в потенциал человеческого духа превращается в уникальный инструмент теоретического анализа.

Решение целого ряда философских вопросов позволило разработать, отличные от традиционных, теорию Эволюции и концепцию структуры личности, на основании чего были созданы пси-карта состояний сознания и система практики, сочетающая в себе как древние методики, так и современные приемы работы с психикой. Но неоэзотерика не замыкается на самой себе, а широко использует достижения естественных наук. И в особенности таких разделов как генная инженерия, математическая логика, робото- и компьютерная техника.

Неоэзотеерическая школа характеризуется особым типом мышления и своеобразным методом познания мира. Она не ограничивается одними сверхсложными теориями, а имеет практику, неразрывно связанную с повседневной человеческой жизнью. Поэтому изучающие эту науку должны проявлять творческую активность, формировать свой ярко выраженный индивидуальный стиль, иметь строгую нравственную ориентацию и быть готовыми к принятию глубинных внутренних решений по судьбоносным вопросам.

Семиотика, или семиология (греч. σημειωτική, от др.-греч. σημεῖον — «знак, признак»), — наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (естественных и искусственных языков).

Семиотика выделяет три основных аспекта изучения знака и знаковой системы:
1) синтактика изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации; 
2) семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому; 
3) прагматика исследует связь знаков с «адресатом», то есть проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их   полезности и ценности для интерпретатора.

Феноменологическая редукция — одно из центральных понятий феноменологии Гуссерля, связанное с процессом освобождения сознания от натуралистической установки. Феноменологическая редукция дословно означает редукцию вещей к феноменам и вынесение за скобки обсуждения их реального статуса. Этот переход от естественной установки к трансцендентально-феноменологической Гуссерль называет «коперниканским переворотом».
Феноменологическая редукция производится наряду с эпохе — воздержанием от предварительных суждений о реальном мире.
«Феноменологическая редукция» в целом — совокупность различных редукций:феноменолого-психологическойэйдетической и трансцендентальной. Феноменолого-психологическая и эйдетическая редукции позволяют осуществить поворот от восприятия мира в естественной установке к сосредоточению на самих переживаниях сознания, а затем и перейти от рассмотрения переживаний в их индивидуальности к усмотрению их сущностей. Далее трансцендентальная редукция открывает чистое сознание: эмпирические компоненты сознания выносятся за скобки, существование эмпирического субъекта и феномены его психической жизни перестают быть предметом внимания. Обнаруживается ноэтико-ноэматическая структура сознания.

Космогония - (греч. κοσμογονία, от греч. κόσμος — мир, Вселенная и греч. γονή — рождение) — учение о происхождении или о сотворении Вселенной. Со времён Гесиода она служила сюжетом множества философских трактатов. В настоящее время, космогония является областью науки, изучающей образование и развитие всех астрономических объектов.

Дезинтеграция — (от лат. de. . . — приставка, означающая отсутствие, отмену, устранение чего-либо, и integer — целый) распадание, расчленение целого на составные части.

Неофит - (от греч. neophytos — недавно насажденный) — в основном значении, новый приверженец (новообращённый) в какую-нибудь религию;  в общем, новый приверженец какого-либо учения или общественного движения, новичок в каком-либо деле.


Энвольтирование - (envoutement, "порча")  употреблялось большей частью, колдунами с целью причинения смерти какому-нибудь лицу. При энвольтировании на смерть употреблялись различные способы. Одним из таких верных и сильных способов, является энвольтирование, совершаемое над кровью человека, предназначенного к смерти.

Транс - В классической эзотерике под трансовыми сос­тояниями понимается свойство человеческого соз­нания погружаться в собственные глубины. Про­буждая ранее дремлющие духовные центры, лич­ность проникает в таинственные области психики, приобретая качественно новое мысле-чувственное восприятие. О трансовых реальностях. Виды трансов.

Осознание - процесс внесения в структуру сознания, посредством полного или частичного отождествления, нового элемента или отторжение уже имевшегося.

Модус - (от лат. modus) — образ, способ, вид существования или действия чего-либо. В логике применяется для обозначения разновидностей форм умозаключений. Спиноза полагал, что модусы - различные состояния, которые принимает единая субстанция.

Психология - (греч. ψυχή — душа; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, воспритие, представление, память, мышление, воображение), психических состояний (напряженность, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, а также психику животных.

Психоанализ - (нем. Psychoanalyse) — семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение.

Бессознательное или неосознаваемое - совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всё, что не становится для индивида объектом осознания. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному.

Я (Эго) - согласно психоаналитической теории, та часть человеческой личности, которая осознается как Я и находится в контакте с окружающим миром посредством восприятия. Я осуществляет планирование, оценки, запоминание и иными путями реагирует как личность на воздействие физического и социального окружения.

Регрессия -  (лат. Regressus — обратное движение) — защитный механизм, являющийся формой психологического приспособления в ситуации конфликта или тревоги, когда человек бессознательно прибегает к более ранним, менее зрелым и менее адекватным образцам поведения, которые кажутся ему гарантирующими защиту и безопасность. Сохраняя воспоминания о чувстве безопасности, которое было у большинства из нас в детстве, мы, порой, бессознательно используем, на первый взгляд, парадоксальный способ защиты от неприятностей — начинаем проявлять детские, не адаптивные черты характера и модели поведения.

Гностик м. (истор. филос.). Представитель и последователь гностицизма.

Гностицизм (от gnosis (др.-греч. γνώσις) — «знание, познание, познавание») — эклектическое религиозно-философское течение поздней античности, выступившее одной из культурных форм связи оформившегося христианства с мифо-философским эллинистическим фоном и вероучениями иудаизма, зороастризма, вавилонских мистериальных культов. Сам термин придуман в XIX веке, для обозначения ряда религиозно-философских учений II века н. э. (и более поздних).

Апология (др.-греч. ἀπολογία) — защитительная речь или защитительное письмо, сочинение, текст, направленный на защиту чего или кого-либо. Предполагается, что объект апологии подвергается внешним нападкам

Эллинизм — период в истории Средиземноморья, в первую очередь восточного, длившийся со времени походов Александра Македонского (356-323 до н. э.) до окончательного установления римского господства на этих территориях, которое датируется обычно падением птолемеевского Египта (30 до н. э.). Термин введён в 1830-х Дройзеном.

Ноумен (от греч. noúmenon —постигаемое), термин, широко распространённый в философии средневековья и нового времени, обозначающий нечто умопостигаемое в противоположность феномену, данному в опыте и постигаемому чувствами.

Халдей — в древней Греции бродячий предсказатель, астролог.

Ересиарх (от греч. hairesis — учение, arche — власть) — основатель, глава ереси.

Апологет (Apologist) — любой из христианских писателей, главным образом II—III веков, защищавших христианство от критики и, в свою очередь, критикующих греко-римскую культуру. Многие из их сочинений были адресованы римским императорам и часто напоминали по форме короткие служебные письма, составленные с целью защитить христианство от обвинений, выдвигаемых против него во II веке. Произведения апологетов не отражают полную картину раннего этапа христианства, так как они были написаны в ответ на конкретные обвинения их противников.

Среди греческих апологетов следует отметить Юстина Мученика, Татиана, Аристида, Аполлинара, Феофила, Теофина и Климента Александрийского. Латинскими апологетами II века являлись Минуций Феликс и Тертуллиан.

Платонизм — философское учение Платона и его последователей, утверждающее абсолютную реальность идей и бессмертие души. Некоторые[кто?] истолковывают платонизм, как утверждение, что универсальные понятия существуют независимо от их конкретных воплощений.

Неоплатонизм — идеалистическое направление античной философии III—VI вв., соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений. Наиболее известным и значительным выразителем идей неоплатонизма является Плотин. Парадигма неоплатонизма сводится:

к диалектике платоновской триады Единое-Ум-Душа;

к концепции ступенчатого удаления-перехода от высшего «единого и всеобщего» к разобщенной материи;

к мистически-интуитивному познанию высшего;

к освобождению души человека от мате́рийной обремененности, к достижению чистой духовности с помощью аскезы и/или экстаза.

Т.о. неоплатонизм — учение об иерархически устроенном мире, порождаемом от запредельного ему первоначала; учение о «восхождении» души к своему истоку; разработка теургии (практических способов единения с Божеством).

Пифагореизм — религиозно-философское учение в Древней Греции VI—IV вв. до н. э.

Синкретизм (от греч. συγκρητισμός — соединение, объединение) — явление объединения различных религий (или их отдельных элементов) в единую религиозную систему

Патристика (от греч. πατήρ, лат. pater — отец) — философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных вождей христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

Схоластика (греч. σχολαστικός, «учёный, школьный») — систематическая средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля.

Упанишады (санскр. उपनिषद्, Upaniṣad) — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера. Являются частью Вед и относятся к священным писаниям индуизма категории шрути. В них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога. Считается, что в Упанишадах изложена основная суть Вед — поэтому их также называют «веданта» (конец, завершение Вед) и они являются основой ведантического индуизма. В Упанишадах главным образом описывается безличный аспект Абсолютной Истины.

Мана понятие, первоначально возникшее у племен Меланезии (и Полинезии) для обозначения таинственной духовной силы. которая пронизывает Вселенную и обитает в людях, животных, деревьях и неодушевленных предметах.

Уроборос —символ первичного состояния, характеризующий раннюю стадию развития личности.

Панентензм — современная теистическая модификация, проявляющаяся в стремлении интегрировать содержание естественнонаучного опыта и усиливать космолого-онтологические элементы традиционного теизма. В панентеизме универсум не тождественен Богу. но пребывает в Боге.

Плерома — термин, введенный гностиками, обозначает “место” за пределами пространственно-временных представлений, в котором угасают или разрешаются все напряжения между противоположностями.

Словарь йогичеких терминов

Абхьяса – определенная постоянная практика.

Аватар – воплощение (инкарнация); нисхождение божества на землю; откровение Божества в человеческой природе; Божественное проявление в человеческом образе; слово Аватар означает нисхождение; это – сошествие вниз Божественного ниже черты, отделяющей божественный мир от человеческого мира или состояния.

Авеста – священные книги некоторых древних народов Средней Азии, Азербайджана и Ирана, составлявшиеся в течение многих веков; ранние части Авесты приписываются преданием пророку Заратустре (Зороастру).

Адеша (Адеш) – голос, побуждение, указание.

Аджняна – неведение, незнание.

Адхара (Адхар) – то, в чем сейчас содержится сознание, ум – жизнь – тело; дословно “сосуд, опора, транспортное средство”.

Адхарма – все, что противоречит Дхарме (см.).

Акарта – бездействующий.

Акартавья – то, чего делать не должно.

Амрита – бессмертие; нектар бессмертия, амброзия, пища или питье богов, бессмертное блаженство божественного экстаза.

Ананда – восторг, наслаждение, блаженство, духовный экстаз; сущностный принцип блаженства; самоблаженство, являющееся той самой природой трансцендентного и бесконечного существования.

Анима – “тонкость”, одна из восьми Йогических способностей (Сиддхи, см.) – способность изменять тело, произвольно уменьшая его физическую массу или плотность.

Аниша – не господин, подчиненный.

Анна – пища; грубая зримая материя; по своему происхождению означает просто субстанцию или существо.

Анрита – ложь; неистинное или ошибочное применение Сатьи (см.) в ментальной или телесной деятельности.

Антахкарана – внутренний инструмент; ум; ум и витал в противоположность телу.

Ануманта – дающий санкцию.

Апана – одна из пяти Пран (см.); сосредоточена в нижней части туловища, осуществляет руководство низшими функциями, в особенности, выделительными – выделяющими те части пищи, что должны быть удалены из тела, и те вещества, что порождаются телом; тесно связана с разложением и смертью; дыхание смерти, поскольку отдает из тела витальную силу.

Артха – интерес (один из четырех человеческих интересов); материальные, экономические и другие цели и нужды ума и тела; предмет, вещь; значение, смысл (слова).

Асакти – привязанность.

Асана – фиксированная поза, жестко заданное положение тела в Хатха Йоге; положение и фиксированная поза (в которой должны неподвижно сидеть Риши (см.) до тех пор, пока они не получат Сиддхи (см.)

Асиддха – несовершенный.

Асур (Асура) – божество; в Ведах (см.) и Авесте (см.) не только божество, но и его проявления; только в нескольких гимнах упоминается как большой Титан тьмы; сильный или могущественный Титан; враждебное существо ментализированного витала.

Атмаджняна – знание Сущности.

Атман – Сущность; Дух; изначальная сущностная природа нашего существования; Верховная сущность (по отношению к индивидууму), являющаяся нашей собственной истинной и наивысшей Сущностью.

Аханкара (Аханкар, Ахамкара) – чувство “эго”; эгоизм; особое эгоистическое чувство, которое дает каждому существу возможность постичь себя как независимую личность;

Саттвическая Аханкара – эгоизм, выраженный в чувстве добродетели и правильности;

Раджасическая Аханкара – динамический эгоизм;

Тамасическая Аханкара – эгоизм, выраженный в невежестве и в инертности.

Ашуддха – нечистый.

Ашуддхи – нечистота.

Брахман – священное, или вдохновленное, слово, выражающее сердце или душу; Сердце; Ведическое слово, или Мантра, (см.) в самом глубочайшем своем аспекте как выражение интуиции, проистекающий из глубины души, или существа; Душа, возникающая из подсознания Человека и достигающая сверхсознательного, а также Творящая Сила, хлынувшая из души; в Веданте: Реальность, Вечность. Абсолют, Дух, Высшее Бытие, Единый, вне которого ничто не существует; по отношению к вселенной Высший есть Брахман, единственная Реальность, которая является не только духовной, материальной и сознательной субстанцией всех идей и сил, и форм вселенной, но и их источником, опорой и владельцем, космический и супракосмический Дух.

Буддхи – разум; интеллект; воля ума; понимание; мыслящий ум; распознающий принцип ума и воли одновременно.

Бхава – состояние существа; становление; субъективное состояние, одно из вторичных субъективных становлений Природы (состояния ума, болезни желаний, побуждения страстей, реакции чувств, ограниченная и двойственная игры разума, склонности чувств и моральных ощущений); эмоциональная природа; общее ощущение.

Бхакта – любящий и преданный Божественному.

Бхакти – любовь и преданность Божественному.

Бхарта – поддерживающий; хозяин.

Бхога – наслаждение, обладание.

Бхокта – тот, кто наслаждается.

Бхрашта – уход с пути Йоги.

Бхукти – наслаждение, удовольствие.

Вайрагья – отвращение; отвращение к миру; полное пресечение привязанности и желаний.

Вак – речь; Богиня Речи.

Васана – мысль или ментальное ощущение, возникающее из Читты.

Веда – знание; знание Божественного; книга знания; общее имя самой древней индийской священной литературы: Риг-Веда, Яджур-Веда, Сама-Веда и Атхарва-Веда, каждая из которых делится на две части – Мантра и Брахмана; термин “Веда” обычно предназначается для Мантр или метрических гимнов, в особенности гимнов Риг-Веды.

Веданта – конечная цель или кульминация Веды (см.), Упанишад, которая становится видна в заключении Веды; философская система, основанная на Упанишадах и обучающая наивысшему знанию Абсолюта, считающаяся (иногда под именем Уттара-Миманса) одной из шести Даршан (см.).

Вибхути – божественная сила, цветение божественных сил, энергия и значение их знаний, любви, радости, развитой силы бытия; сила Бога в человеке, воплощенная Сила Мира или лидер человечества.

Вивека – проницательность, умение различать,

Виджняна – идеальный ум; свободный духовный или божественный разум; каузальная Мысль; Истина; гнозис; высший ум; всеохватывающий аспект истинного объединяющего знания; великое всеохватывающее знание, особенная характеристика супраментальной энергии, которая включает в себя всю истину и идею, и цель знания и видит их всех сразу в их сущности, всеобщности и по отдельности или в различных аспектах.

Викара – искажение, разложение, деформация; в философии Санкхьи – продукт или производное Пракрити (см.).

Вишуддха – чистый; наименование третьей Чакры (см.).

Вриндаван (Бриндаван) – место на земле в северной Индии, где Кришна (см.) танцевал с Гопи (пастушками); у вайшназов – небеса вечной Красоты и Блаженства.

Вьяна – одна из пяти Пран (см.), пронизывает все тело и распределяет витальные энергии по всему телу; от нее зависит циркуляция крови и распределение по всему телу сущностной части съеденной и перевариваемой пищи.

Вьякта – проявление.

Гхрина – сожаление, отвращение.

Гуна – качество, характер, свойство; три Гуны – три образа Природы:

Саттва – образ света, уравновешенности, мира; сила уравновешивания; переводится также в качестве гармонии, счастья, света;

Раджас – образ действия, желания, страсти; кинетическая сила; переводится в качестве борьбы и усилия, страсти и действия;

Тамас – образ невежества и инерции; сила несознательности; переводится в качестве неспособности и бездействия.

Даршан – видение; самооткровение Божества к своим приверженцам; случай, когда духовная личность в Индии позволяет себе быть увиденной; шесть Даршан – шесть систем ортодоксальной индийской философии: Пурва-Миманса, Уттара-Миманса (Веданта), Ньяя, Вайшешика, Санкхья, Йога.

Двандва – двойственность, пара противоположностей.

Двеша – непривязанность, отталкивание.

Джива – живое создание, существо; индивидуализированный дух, поддерживающий живое существо в его эволюции от рождения к рождению (полный термин – Дживатма).

Джняна – знание, мудрость; высшее самопознание; сущностный аспект истины объединенного знания, непосредственное духовное осознавание высшего Бытия.

Джнята – Знающий, Господин.

Доша – недостаток, дефект, неясность.

Дхарма – буквально – то, что лежит в основе и поддерживает все вещи вместе; “Закон”, закон бытия, мерило Истины, правило или закон деятельности; коллективная индийская концепция религий, поведения и социальных и моральных правил; один из четырех человеческих интересов – этика поведения и правильный закон индивидуальной и социальной жизни;

Самаджа Дхарма – общественный закон;

Лаукик Дхарма – правила, традиции;

Санатана Дхарма – вечный закон.

Дхарма-Санкара – подмена Дхармы одной области Дхармой другой.

Дхаирья – спокойствие, стойкость.

Индрии – чувства ощущений; их десять: пять воспринимающих – глаз, ухо, кожа, нос, язык, и пять действующих – пищеварительный, две пары двигательных, речевой и детородный. Объекты Индрий, соответствующие пяти воспринимающим чувствам – форма (“вид”), звук, осязаемость, запах и вкус.

Ишвара – господин; Хозяин; Божественный; Бог.

Кайя-Сиддхи – совершенство тела.

Кайя-Шуддхи – очищение тела.

Кали – Мать всего и разрушительница всего; ужасный образ Божественной Матери.

Кали Юга – последняя из четырех эпох, Железная эпоха (см. Юга).

Кальпа – эра; мировой цикл.

Кама – вожделение; один из четырех интересов человека – удовлетворение желаний всех типов.

Камана – желание; страсть.

Канта – красивый, желанный.

Карана – причина; инструмент.

Карма – деятельность, работа; дело или функция человека; сила, которая посредством своей преемственности и развития ка.

Фильтр по заголовку     Количество строк:  
Заголовок материала