Новые публикации
Опрос
Был ли у вас такой опыт?
 

Самые популярные статьи
Материалы с сайта
Главная Публикации
Индекс материала
Сознание и голоса внутри. Психология. Джулиан Джейнс
Чем сознание является
Двухпалатный ум
Возникновение сознания

 

Возникновение сознания

А затем получил развитие новый способ принятия решений, что-то вроде протосознания. Ранее все наиболее значительные решения принимались двухпалатным умом, но после распада, после того, как голоса-галлюцинации перестали говорить людям что им делать, по-видимому, развилось несколько других способов принятия решений, отличных от следования посланиям богов. Мы называем эти способы прорицанием. Бросание жребия, наиболее простой способ; разгадывание разводов масла на воде; кости; движения дыма; жрец, шепчущий молитву над жертвенным животным, затем убивает его и смотрит на внутренние органы, чтобы выяснить, чего хочет бог. Все эти способы практиковались часто и официально. Есть и еще один вид прорицания, который сохранился до сих пор, - астрология. Примечательно вернуться к тем временам и прочитать клинописные письма царей своим астрологам и прорицателям, датируемых первым тысячелетием до н.э. (Пфайффер, 1935). Эти жестокие ассирийские тираны, которых изображали на барельефах борющимися со львами и участвующими в неистовых львиных охотах, в своих письмах оказываются испуганными и кроткими. Они не знают что делать. Астрологи говорят им: "Вы не можете выходить из дома на протяжении пяти дней", "Вы не должны это есть", "Вам не стоит одевать сегодня одежду" - экстраординарные предписания, которые официальные прорицатели интерпретировали как намерения богов. Интересно отметить, что астрология не только сохранилась до сегодняшнего дня, но и имеет сейчас наибольшее количество приверженцев, чем когда бы то ни было.


Сознание и голоса внутриЕсли сейчас мы посмотрим на Грецию в эпоху, которая последовала за той, о которой я говорил в отношении Месопотамии, мы сможем обнаружить присутствие двухпалатного ума, начиная с таблиц с линейным письмом Б10 до "Илиады" и "Одиссеи", затем в лирической и элегической поэзии следующих двух веков, как, например, у Сапфо и Архилоха, пока не придем к Солону в 600 г. до н.э. По-видимому, Солон является первым человеком, который похож на нас, который говорит о разуме так же, как и мы бы могли. Он тот человек, который сказал: "Познай себя", хотя иногда эту фразу приписывают дельфийскому оракулу. Как вы можете познать себя, если у вас нет нарратизации аналога "Я" в мыслительном пространстве и не можете вспоминать или иметь эпизодическую память о том, что вы делали и кем являетесь? В Греции того периода можно в деталях увидеть открытие и обучение сознанию на основе метафоры и аналогии (как я описал выше), проследив в этих письменных источниках, как менялся смысл таких слов, как "phrenes", "kardia", "psyche"11 (то, что я назвал до-сознательными ипостасями) от объектных ссылок до мыслительных функций.

Майкл Карр из Университета Отару изучал то же самое развитие сознания, имевшее место в Древнем Китае. Сравнивая четыре последовательные части древнейшего собрания текстов - "Шицзин"12, он обнаружил тот же интернализационный процесс в таких словах, как "Xin", пока они не стали в китайском языке понятиями разума или сознания (Карр, 1983).

Еще один регион, где мы можем увидеть подъем сознания в ту эпоху, лучше известен большинству из вас. Речь идет о народах, которые, возможно, стали беженцами в результате извержения вулкана Тера. Словом, которым обозначали этих беженцев на аккадском языке, древнем языке Вавилона, было слово "khabiru", которое затем стало современным словом "Hebrew" (англ. евреи). История евреев, или же на самом деле одной из ветвей евреев, описывается в книге, которую мы называем "Еврейский Завет" или "Ветхий Завет".

Те из вас, кто знаком с библейской наукой, знают, что Ветхий Завет является мозаикой различных текстов, сведенных воедино около 600 г до н.э., - эта дата продолжает смещаться вперед. Поэтому использовать Завет в качестве свидетельства представляется проблематичным. Однако существует несколько способов проникнуть в мозаику текстов, подвергшихся серьезной правке, чтобы проверить теорию, и сейчас я отмечу один из них. Если мы возьмем наиболее "чистые" книги, которые не являются мозаикой, а написаны одним автором, и дата написания которых определена четко и не вызывает сомнений, а затем сравним самые древние и наиболее поздние тексты, то данное сопоставление должно отразить различия в мышлении, о котором мы говорим. Самая ранняя книга Ветхого Завета - это Книга Пророка Амоса; ее создание датируют примерно 800 годом до н.э. Самая поздняя - Книга Екклесиаста, которая написана около 200 г до н.э.

Я предполагаю, что такие пророки как Амос были единственными людьми с двухпалатным или полу-двухпалатным умом, которые остались в эпоху сознания. Они слышали убедительный и достоверный голос Яхве и полагались на него, поэтому пророков высоко ценили в их обществе, так как они уводили назад, к авторитарным устоям потерянного двухпалатного царства. Амос - это не старый мудрец, а мальчик-пастух, которого привели с Фекойских полей. Возможно, большую часть жизни он провел на полях, слушая, как старые пастухи восхваляли Яхве в своих рассказах. Когда его, спросили, является ли он пророком, он даже не знал, что это слово обозначает. Но периодически он выходит вперед и заявляет: "Так говорит Господь" (как дается в Русском Синодальном переводе)13, а дальше льются одни из самых мощных пассажей во всей еврейской истории; они настолько истинны, что вокруг него всегда собираются писцы, которые записывают его слова.

Екклесиаст совершенно иной. Он начинает словами: "И увидел я, что преимущество мудрости перед глупостию…" (2, 13) - метафорическое использование слова "видеть". Я еще подробно не останавливался на опространствленном времени, но я считаю, что оно является одним из первых признаков сознания. Невозможно думать о времени осознанно в отрыве от пространства. И это подтверждается в Екклесиасте, например, в часто цитируемом, но все равно прекрасном гимне времени, которым начинается третья глава: "Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Время рождаться, и время умирать"14 и так далее, упоминая о времени, как пространстве для всякой вещи. Следуя развитию истории, мы могли бы углубиться в Новый Завет и увидели бы еще большее значение сознательной интернализации и смену образа действий, управляемых изнутри, в отличие от Моисеева закона, где они формируются извне.


Четыре положения

Я могу суммировать то, что говорил о происхождении сознания, в трех положениях. Первое касается природы самого сознания и того, что оно появилось, благодаря возможности языка составлять метафоры и аналогии. Второе положение затрагивает ипостась двухпалатного ума, раннего типа мышления. Думаю, что свидетельства его существования не вызывают никаких сомнений. Отдельно стоит проблема объяснения происхождения богов, происхождения религиозной практики в глуби веков, которая кажется такой очевидной для метода психологического изучения истории. Идея двухпалатного ума предлагает возможность связать все это воедино и предоставить логическое обоснование решения вопроса. Третье положение заключается в том, что за двухпалатным умом последовало сознание. Я примерно определил время его возникновения между 1400 и 600 вв. до н.э. Это очень большой период, и дата может быть выверена. Однако я полагаю, что это неплохое приближение.

Я бы хотел добавить, что существует слабая форма данной теории. В ней утверждается, что сознание могло возникнуть вскоре после того, как возник язык или, возможно, в определенное время и в определенном месте. В конце концов, люди могли создавать метафоры и аналогии в самом начале появления устной речи - так развивался язык. Сознание могло возникнуть именно так, как я это описал, и существовать параллельно с двухпалатным умом. Затем двухпалатный ум испарился примерно в первом тысячелетии до н.э. по тем причинам, которые я предположил, оставив сознанию возможность стать тем, чем оно является. Это бы предоставило простое объяснение ad hoc15 высокоразвитой культуры, как в Шумере, которая иначе представляла бы проблему для теории двухпалатного ума. Однако я не стану придерживаться данной слабой теории, потому что она практически нефальсифицируема. Я думаю, что нам нужна гипотеза, которую можно опровергнуть каким-либо свидетельством, если мы хотим назвать ее научной гипотезой. Кроме того, у сильной теории есть большие объяснительные возможности для понимания многих исторических феноменов, возникших в переходный период. Более того, я не вижу причины, по которой сознание должно было существовать вместе с двухпалатным умом, если при помощи последнего можно было принимать решения.

Четвертое положение, на котором я закончу, касается неврологической модели двухпалатного ума. Я хочу подчеркнуть, тем не менее, что это не является необходимой частью теории, которую я представил. Так как двухпалатный ум был настолько важен в истории человечества, был ответственен за цивилизацию, то, что могло происходить в мозге? Выбрать правильную стратегию при ответе на данный вопрос - взять простейшую идею и попытаться опровергнуть ее. Если удастся ее опровергнуть, то можно переходить к более сложной.

Самой простой идеей, думаю, очевидной для каждого, является то, что мозг состоит из двух полушарий. Возможно, у древних людей - говоря популярным языком - правое полушарие "разговаривало" с левым, и это и было двухпалатным умом. Не потому ли функция говорения и языка у современных людей обычно находится в областях левого полушария, что у древних людей соответствующие области правого полушария были предназначены для других функций? Говорить так - довольно сомнительно, потому что есть и другие причины для разветвления функции. Но с другой стороны, возникают вопросы, которые мне нравятся. Что такое слуховые галлюцинации? Почему они повсеместны? Почему случаются у людей всех цивилизаций, существующих на Земле?

Допустим, что в двухпалатные времена вся наставляющая информация обрабатывалась в определенной пропорции миллиардами нейронов правого полушария и там же хранилась, по большей части в том месте, которое совпадает с зоной Вернике, задней височной долей, до тех пор, пока к ней не требовался доступ. Тогда каким образом такие сложные обработанные наставления передавались через церебральные соединения в левое или доминирующее полушарие? А что если, как я предполагал (Джейнс, 1976b), в действительности задействованы намного, намного меньшее количество волокон двух височных извилин? И, в сущности, последние экспериментальные опыты с обезьянами показывают, что сообщение между двумя наиболее важными височными долями происходит через переднее соединение (Джоуандет, Гейри и Липп, 1984). Передача подобной информации производилась бы наиболее эффективно, если бы она была определенным образом закодирована. А что является лучшим кодом, чем человеческий язык? Поэтому, разве было бы не интересно, если бы на самом деле то, что совпадает с зоной Вернике в правой височной доле, являлось бы зоной, вовлеченной в хранение наставляющей информации, которая обрабатывалась таким образом, что данная зона синтезировала решения и ответы на вопросы (чем и является двухпалатный ум), а потом использовала код языка, чтобы передать их в левое полушарие, полушарие, которое отвечает за речь, подчинение и управление поведением?

В те времена, когда я размышлял подобным примитивным образом, в начале 1960-х, правому полушарию уделялось мало внимания. Даже позже, в 1964 году несколько ведущих ученых-неврологов утверждали, что правое полушарие ничем не занималось, предполагая, что оно было чем-то вроде запасного колеса. Но с той поры мы наблюдали целыйпоток открытий, связанных с функцией правого полушария, которые, я боюсь, ведут к популистским выводам, граничащим с некоторыми назойливыми крайностями, выведенными в результате схожих дискуссий об асимметричной деятельности полушарий в конце XIX века (см. Харрингтона, 1985) и также в XX веке (см. Сигаловиц, 1983).

Однако основные результаты, даже если их трактовать консервативно, в целом согласуются с тем, что мы могли бы обнаружить в правом полушарии на основе гипотезы о двухпалатном уме. Одним из наиболее знаменательных открытий стало то, что правое полушарие - это полушарие, которое отвечает за обработку информации синтетическим способом. Сейчас уже хорошо известно, благодаря многим исследованиям, что правое полушарие намного превосходит левое, когда речь идет о совмещении блочных конструкций (эксперимент Кохса по блочным конструкциям), частей лица или музыкальных аккордов (см. Брайден, 1982; Сигаловиц, 1983). Главной функцией богов-наставленников действительно было приспосабливание людей и их деятельности к жизни общества. Я предполагаю, что большую часть наблюдаемых нами сегодня различий между функциями полушарий головного мозга, можно рассматривать как отголосок различия между двумя частями, которое в свою очередь является отголоском различия между двумя частями двухпалатного ума.

Суммируя вышесказанное, я бы хотел еще раз повторить четыре положения или модуля представленной мной теории. Первое - это природа сознания и его возникновение из языка, что можно эмпирически исследовать, наблюдая, как учатся говорить дети, а также обратившись к исследованиям по изменению сознания в последнее время. Второе положение - это сам двухпалатный ум, который можно изучать непосредственно в древних текстах и опосредованно - в современной шизофрении. Третье положение заключается в том, что за двухпалатностью последовало сознание, чему можно найти подтверждение в памятниках материальной культуры и исторических текстах. И четвертое - неврологическая модель двухпалатного ума связана с двумя полушариями. И это можно увидеть из сегодняшних исследований по латеральным различиям.


То, что я попытался рассказать вам, - это долгая и запутанная история. Она предоставляет нам иной взгляд на природу человека. Она предполагает, что мы уже не обладаем тем образом мышления, когда мы слышали голоса, называемые "богами", и который сделал нас цивилизованными. Его пережитки окружают нас повсюду: в существующих ныне религиях, в нехватке веры, в слуховых галлюцинациях, случающихся по большей части у психически больных, в нашем стремлении к определенности, в наших личностных проблемах. И мы все еще находимся в напряженном процессе приспособления к нашему новому виду ментальности - сознанию. И в заключение последняя мысль: то, что является самым человеческим в нас, сознание, это искусственное пространство, которое мы воображаем в других людях и в нас самих, то, что живет в наших воспоминаниях, помыслах и грезах, - всему этому на самом деле не более трех тысяч лет.

А это, леди и джентльмены, меньше, чем 100 поколений. И, я думаю, из этого мы можем сделать выводы, что мы все еще очень молоды. Большое спасибо.

Библиография

1. Boring, E.G. (1929). A history of experimental psychology, New York: Appleton Century.

2. Bryden, M.P. (1982). Laterality: Functional asymmetry in the intact brain. New York: Appleton Century.

3. Carr, M. (1983). Sidelights on Xin ‘Heart, mind’ in the Shijing. Proceedings of the 31st CISHAAN, Tokyo and Kyoto, 8, 24-25.

4. Darwin, C. (1859). The Origin of Species. New York: New American Library of the World. 1958.

5. Greenspoon, J. (1955). The reinforcing effect of two spoken sounds on the frequency of two responses. American Journal of Psychology, 68, 409-416.

6. Harrington, A. (1985). Nineteenth century ideas on hemisphere differences and ‘duality of mind.’ The Behavioral and Brain Sciences, 8, 517-659.

7. Hebb, D. (1961). The mind’s eye. Psychology Today, 2, 54-68.

8. Hefferline, R.F., Keenan, B., & Harford, R.A. (1959). Escape and avoidance conditioning in human subjects without their observations of the response, Science, 130, 1338-1339. Humphrey, G. (1951). Thinking. London: Methuen.

9. Huxley, T.H. (1896). Collected essays. New York: Appleton.

10. Jaynes, J. (1976a). The evolution of language in the late Pleistocene. Annals of the New York Academy of Sciences, 28, 312-325.

11. Jaynes, J. (1976b). The origin of consciousness in the breakdown of the bicameral mind. Boston: Houghton Mifflin.

12. Jouandet, M.L., Garey, L.J., & Lipp, H.P. (1984). Distribution of the cells of origin of the corpus callosum and anterior commissure in the marmoset monkey. Anatomy and Embryology, 169, 45-59.

13. Kant, I. (1781). Critique of pure reason. London: Macmillan, 1929.

14. Locke, J. (1690). An essay concerning human understanding. London: Routledge. 1910.

15. Marbe, K. (1901). Experimental-psychogische Untersuchungen über das Urteil, eine Einleitung in die Logik. Leipzig: Engelmann.

16. Murray, D.J. (1983). A history of western psychology. Engelwood Cliffs: Prentice-Hall.

17. Pfeiffer, R.H. (1935). State letters of Assyria. New Haven: American Oriental Society.

18. Posey, T. B., and Losch, M. (1983). Auditory hallucinations of hearing voices in 375 normal subjects. Imagination, Cognition, and Personality. 3, 99-113.

19. Razran, G. (1971). Mind in evolution. Boston: Houghton Mifflin.

20. Richards, I.A. (1936). Philosophy of rhetoric. New York: Oxford University Press.

21. Segalowitz, S.J. (1983). Two sides of the brain. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall.

22. Singer, J.L. & Singer, D.C. (1984). Television, imagination and aggression. Hillsdale, N.J.: Erlbaum.

23. Swenson, L. (1972). The etherial aether: A history of the Michelson-Morley-Miller aether-drift experiments, 1890-1930, Austin: University of Texas Press.

24. Wigner, E. (1972). The place of consciousness in modern physics. In C. Muses & A.M. Young (Eds.), Consciousness and science. New York: Outerbridge & Lazard.

Примечания

1. ( Здесь и далее примечания переводчика) reductio ad absurdum (лат.) - сведение к абсурду.

2. Aufgabe (нем.) - задача, задание.

3. Модель Уахи, Уаху - сигнальная система, в которой "Уахи" могло обозначать непосредственную угрозу, а "Уаху" - отдаленную.

4. aoidoi (греч.) - аэды, певцы, прославлявшие деяния богов и героев.

5. Древнее царство - 3200 - 2060 гг. до н.э., Среднее царство - 2060 - 1580 гг. до н.э., Новое царство - 1580 г. до н.э. - 595 г. н.э.

6. Поэма о Тукульти-Нинурте - эпическая поэма, сложенная в честь завоевания примерно в 1223 г. до н.э. касситского Вавилонского царства ассирийским царем Тукульти-Нинуртой (1244-1208 гг. до н.э.).

7. Лудлул Бел Немекви (аккад. Ludlul Bêl Nimeqi) - шумерский текст, датируемый примерно 1700 г. до н.э., который, как считают многие ученые, вдохновил автора "Книги Иова".

8. Псалом 42 - "...Для чего Ты отринул меня? для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?..." (Пс. 42, 2)

9. Хаммураби - шестой царь I вавилонской династии. Правил Вавилонским царством с 1792 г. до н.э. по 1750 г. до н.э.

10. Линейное письмо Б - шрифт микенского языка, ранней формы греческого. Встречается на таблицах, датируемых XIV-XIII вв. до н.э.

11. Phrenes (греч.) - легкие, грудь; kardia (греч.) - сердце; psyche (греч.) - душа.

12. Шицзин (кит. 詩經) - другое название "Книга песен". Памятник китайской литературы, созданный безымянными творцами в XI-VI вв. до н.э. Содержит 305 песен, отобранных, согласно традиционным источникам, Конфуцием.

13. У Джейнса в оригинале - "Thus sayest the Lord" as the King James Bible translates it".

14. Еккл. 3, 1-2

15. ad hoc (лат.) - устроенный для данной цели.

Перевод с английского: Антон Шеховцов

Научный консультант: Андрей Константинов



 

Читайте также

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить