Новые публикации
Опрос
Был ли у вас такой опыт?
 

Самые популярные статьи
Материалы с сайта
Главная Публикации
Индекс материала
Самореализация и психические расстройства. Пси-кризы. Роберто Ассаджиоли
КРИЗИС, ОБУСЛОВЛЕННЫЙ ДУХОВНЫМ ПРОБУЖДЕНИЕМ
Замечания по поводу диагностики и лечения

САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА

Изучение психопатологических сторон человеческой натуры дало большое число наблюдений и теорий, а также практических методик диагностики и лечения психических расстройств. Оно вызвало к жизни широкое психоаналитическое движение и другие направления динамической психологии ("психологии движущих сил"), которые значительно расширили и углубили наше познание психики человека.


Роберто АссаджиолиОднако наряду с достоинствами такой патопсихологический подход обладает также серьезным недостатком: он придает преувеличенное значение болезненным проявлениям и низшим аспектам человеческой натуры, вследствие чего неоправданно широко переносит открытия, сделанные в области патопсихологии, на психологию нормальных людей. Это породило довольно мрачную и пессимистичную картину природы человека, а также тенденцию рассматривать его высшие ценности и достижения как простые производные низших влечений. Кроме того, были забыты или проигнорированы многие важные психические функции и явления: интуиция, творчество, воля и самое сердце психики человека – его Я.

Не так давно эти ограничения были осознаны рядом исследователей, которые дали начало "здоровой реакции" на патопсихологию. Внимание было обращено к пренебрегавшимся ранее движущим силам не только нормальных, но и более высокоразвитых людей – "самоактуализировавшихся", проявивших себя индивидов, как их удачно назвали Голдстейн и Маслоу. На важную роль нравственного начала и религиозных стремлений человека указали Олпорт, Ангьял, Барук, Карузо, Франкл, Фромм, Юнг, Маслоу, Мэй, Прогофф, Ранк, Сорокин, Урбан и другие; в последнее время это течение было наименовано "орто-психологией" (термин предложен Маслоу [6]) и "орто-генезом" (термин предложен Ферье из Швейцарии). Новое направление психологии усматривает свою задачу в том, чтобы направить психологические исследования по верному пути, и, судя по всему, уже на начальном этапе своего становления оно сделает ценный вклад в познание человеческой природы в целом и раскрытие ее высших, созидательных возможностей.

Мы полагаем все же, что некоторая осмотрительность не помешает и в данном случае, ибо любым реакциям свойственна тенденция впадать в противоположную крайность, и признаки такого перехлеста в этой области уже заметны. Некоторые представители нового течения склонны возвращаться к старой, "допатопсихологической" концепции человека как цельной личности, – что, к сожалению, далеко не соответствует действительности. Они справедливо указывают, что стремление к внутренней интеграции относится к числу фундаментальных мотиваций нормальной человеческой личности: но этот факт не имеет ничего общего с иллюзорным представлением о том, что личность уже является органичной и гармонично функционирующей целостностью.

Непредвзятое наблюдение потока действительно психической жизни – как своей собственной, так и других людей – ясно показывает, что в ней присутствуют разные, в том числе противоположные тенденции, составляющие иногда ядра полунезависимых субличностей. Психоанализ, – равно как и литературные образы, созданные великими писателями, которые были хорошими психологами-интуитивистами, – подчеркнуто выделяет эти основные внутренние конфликты, свойственные природе человека.

Тот факт, что различные влечения и психические функции человека взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, не означает, что они, подобно физиологическим функциям здорового тела, интегрированы в гармонично функционирующий организм. Конфликт – это ведь тоже взаимосвязь; и две воюющие армии конечно же сильно взаимодействуют друг с другом.

Амбивалентность, двойственность отношения – один из наиболее распространенных внутренних конфликтов, которым объясняются многие странные и противоречивые поступки человека. Другой основной конфликт возникает между инертностью, ленью, охранительной тенденцией, стремлением к безопасности (которое выражается в конформности), с одной стороны, и стремлением к росту, самоутверждению, риску – с другой. Еще одним источником конфликта служит пробуждение новых влечений или потребностей, которые входят в противоречие со старыми: это происходит главным образом в двух случаях: во-первых, во время пробуждения новых потребностей в подростковом возрасте и, во-вторых, во время пробуждения религиозных устремлений и новых духовных интересов, особенно в среднем возрасте. Конфликтам последнего типа и посвящена, в основном, настоящая глава.

Итак, оказывается, что "органическое единство" – это цель человека, а не наличное его состояние; это цель, которую он может перед собой поставить, к которой он может приближаться и которую он может однажды достигнуть. В особо благоприятных случаях обретение внутреннего единства является плодом стихийного роста и созревания, в остальных же случаях – заслуженной наградой, получаемой благодаря работе над собой, воспитанию или лечению с применением специальных методик, которые облегчают и ускоряют процесс самореализации. В последующем нашем изложении мы попробуем описать разные стадии этого процесса и указать на те психические расстройства, которыми он нередко – хотя и не всегда – сопровождается.

Прежде всего, неплохо было бы уточнить наши представления о самореализации. Этот термин используется для обозначения двух разновидностей повышения сознательности, расширения сознания, которые, будучи более-менее связаны между собой, имеют тем не менее разную природу и проявляются совершенно различно. Чаще всего под самореализацией подразумевается самоосуществление, то есть психический рост и созревание, пробуждение и проявление скрытых возможностей человека,-– например, этических, эстетических, религиозных переживаний и форм деятельности. По своим признакам этот вид самореализации соответствует само-актуализации, как ее описывает Маслоу, и, наверное, предпочтительнее будет использовать последний термин, чтобы отличать данную разновидность самореализации от другого ее вида, а именно, самореализации как само-постижения. Под самопостижением подразумевается постижение себя, переживание и осознание себя как синтезирующего духовного Центра. Речь идет не о нашем личном "я", которое следует рассматривать всего лишь как отражение подлинного Я, проекцию духовного Я на поле личности.

Самоактуализация может быть достигнута на разных уровнях и не обязательно включать в себя так называемый духовный уровень. С другой стороны, индивид может испытывать подлинно духовные переживания и не будучи внутренне интегрирован, то есть не выработав хорошо слаженную, гармоничную личность. Это ясно показано Юнгом, который обращает наше внимание на тот факт, что развитие личности не является исключительным правом гениев и что человек может обладать выдающимися способностями, не обладая при этом личностью или не будучи личностью. Духовное пробуждение и духовные постижения – нечто иное, нежели самопостижение, сознательное осознание Я. Они включают разные формы осознания содержаний сверхсознательного – либо нисходящих в поле сознания, либо выявляемых в процессе восхождения к сверхсознательным уровням, что приводит к "пиковым переживаниям", как их называет Маслоу.

Хотя мы уже указывали на различие между сознательным личным "я", сверхсознательным и Я (см. схему 1), здесь уместно будет пояснить, что сверхсознательное представляет собой высшую часть или высший аспект личности, обычно не сознаваемый личным "я", или эго. Однако иногда "я" возносят, или оно само возносится в эту высшую область, где испытывает особые переживания и состояния сознания, которые можно назвать духовными в широком смысле слова. Иногда бывает и так, что какие-то содержания сверхсознательного "нисходят" в область обычного сознания эго, принося так называемое "вдохновение".

Такое взаимодействие между сознательным и сверхсознательным уровнем имеет огромное значение не только для развития творческих способностей, но и для осуществления психосинтеза.

Мы употребляем слово "духовный" в его наиболее широком значении, определяя таким образом не только собственно религиозный опыт, но любые состояния сознания, любые психические функции и формы психической деятельности, ценность которых превышает средний уровень; они могут иметь, например, этическую, эстетическую, героическую, гуманистическую или альтруистическую ценность. Все связанное с осознанием содержаний сверхсознательного мы относим поэтому под общую рубрику "духовное развитие"; последнее может включать в себя переживания Я, а может и не включать. Следует отметить также, что проникновение в область сверхсознательного и ее исследование в процессе восхождения к Я может иногда даже стать препятствием на пути к полному Самопостижению, к вершине, на которой осознание личного "я" сливается с осознанием духовного Я. Можно так плениться чудесами сверхсознательного царства, до того быть им захваченным, настолько отождествиться с отдельными его сторонами или проявлениями, что стремление к высочайшему Самопостижению может ослабеть или вообще исчезнуть.

Разбирая далее превратности пути духовного развития, мы рассмотрим и последовательные этапы самоактуализации, и полное Самопостижение. [7]

Духовное развитие человека – долгое и нелегкое путешествие через неизведанные земли, полное неожиданностей, трудностей и даже опасностей. Оно предполагает радикальное преобразование "нормальных" черт личности, пробуждение скрытых прежде возможностей, вознесение сознания в новые для него сферы, а также новую внутреннюю направленность деятельности.

Не удивительно, что такая великая перемена, такая фундаментальная трансформация проходит несколько критических стадий, которые нередко сопровождаются разными нервными и психическими расстройствами. При объективном клиническом обследовании пациента, страдающего подобными расстройствами, врач может обнаружить симптомы, сходные с симптомами обычных психических заболеваний; в действительности, однако, они обусловлены совершенно иными причинами и требуют совершенно иного лечения.

В наши дни сфера распространения расстройств, имеющих духовное происхождение, быстро увеличивается из-за появления все большего числа людей, которые сознательно или неосознанно ищут свой собственный путь к полноте жизни. Кроме того, повышение уровня развития и усложнение личности современного человека сделало духовное развитие более трудным и сложным процессом. В прошлом для того, чтобы открыть врата, ведущие к высшему уровню сознания, ощущению внутреннего единства и полноты, зачастую достаточно было нравственного обращения, простой чистосердечной преданности учителю или спасителю, смиренной любви к Богу. Теперь, однако, мы имеем дело с более пестрыми и противоречивыми сторонами личности современного человека, которые нужно преобразить и согласовать друг с другом; к ним относятся его основные, базальные влечения, его чувства и эмоции, его творческое воображение, его пытливый ум, его напористая воля, его межличностные и социальные отношения.

Поэтому мы считаем, что полезно будет дать общий очерк психических расстройств, которые могут возникнуть на разных стадиях духовного развития, а также некоторые указания по их правильному лечению. Для ясности мы можем выделить четыре критические стадии: 
Кризис, предшествующий духовному пробуждению.

Кризис, обусловленный духовным пробуждением.

Реакции на духовное пробуждение.

Фазы процесса преображения.

Мы воспользовались символическим выражением "пробуждение", поскольку оно ясно подразумевает осознание, раскрытие сознания новой сфере опыта, усмотрение не замечавшейся ранее внутренней реальности.



1. КРИЗИС, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЙ ДУХОВНОМУ ПРОБУЖДЕНИЮ

 

Чтобы вполне понять те странные переживания, которые зачастую предшествуют пробуждению, следует рассмотреть некоторые психологические особенности "обычного" человека.

О нем можно сказать, что он не столько живет, сколько "проживает" жизнь. Его не волнуют проблемы цели, смысла и ценности жизни, – он принимает ее такой, какой она ему является; он посвящает себя своим собственным желаниям; он стремится к чувственным наслаждениям и трудится ради денег и удовлетворения честолюбивых помыслов. Если он человек более зрелый, то подчиняет свои личные интересы возложенным на него семейным и общественным обязанностям, не утруждая себя пониманием того, на чем основываются эти обязанности и откуда они берутся. Он может считать себя "религиозным" и верующим в Бога, но религия для него исчерпывается внешними формами и условностями; выполнив предписания своей церкви и приняв участие в ее обрядах, он полагает, что сделал все, что от него требовалось. Короче говоря, будучи слепо убежден в том, что единственно реален только этот зримый и осязаемый физический мир, он прочно привязан к земным благам и приписывает им безусловную ценность; практически он считает эту свою жизнь самоцельной. Его вера в "потусторонние" небеса, если у него таковая имеется, носит чисто теоретический, академический характер – на это указывает тот факт, что он готов сносить величайшие страдания, только бы оттянуть момент встречи с небесным блаженством.

Но однажды этот "обычный" человек может с тревогой и удивлением обнаружить, что в нем что-то изменилось. Это может случиться после ряда неудач; нередко это происходит после какого-то потрясения, например, утраты любимого или близкого друга. Но иногда это случается и без всякой видимой причины, среди полного довольства, здоровья и благоденствия. Перемена может быть внезапной или постепенной; часто она начинается с появления общего чувства неудовлетворенности. У человека возникает ощущение, что ему чего-то "недостает", но он не может сказать, чего именно; это нечто смутное, неуловимое, не имеющее определенной предметной формы.

К этому постепенно добавляется ощущение неподлинности и пустоты повседневной жизни; все личные дела человека, которые прежде были для него так интересны и поглощали так много внимания, психологически как бы отступают на задний план, утрачивают свою важность и ценность. Возникают новые проблемы. Индивид начинает искать исток и назначение жизни; задаваться вопросом, почему столь многое он принимал раньше на веру, считал само собой разумеющимся: спрашивать, например, в чем смысл его страданий и страданий других людей, чем могут быть оправданы многочисленные превратности человеческой судьбы и т. д.

На этой стадии человеку свойственно неверно понимать и неверно истолковывать свое состояние. Не понимая значения этих новых умонастроений, многие считают их отклонением от нормы, выдумками и причудами. Будучи встревожены возможностью утраты психического равновесия, люди стараются как-то бороться с этими отклонениями, отчаянно пытаясь удержаться за ускользающую от них "реальность" обычной жизни. Нередко они даже с еще большим энтузиазмом бросаются в водоворот внешней деятельности, пытаясь найти себе новые занятия, новые стимулы и новые ощущения. Этими и другими средствами они могут временно поправить свое расстроенное состояние, но вернуть себе былую устойчивость до конца они уже не могут. В глубинах их существа продолжается брожение, которое подтачивает основы их повседневного существования и которое, иногда долгое время спустя, обычно с новой силой прорывается на поверхность. Состояние тревоги и беспокойства становится все более мучительным, а ощущение внутренней пустоты – невыносимым. Человек чувствует, что сходит с ума: то, что составляло его жизнь, теперь большей частью исчезло для него, как сон, тогда как новый свет еще не явился. Правда, он даже не подозревает о существовании такого света или не в силах поверить, что свет этот когда-то его озарит.

Нередко состояние такого внутреннего расстройства сопровождается нравственным кризисом. Просыпается или обостряется совесть; возникает новое чувство ответственности, а вместе с ним тяжкое чувство вины и муки раскаяния. Человек судит себя по всей строгости и впадает в глубокую депрессию. На этой острой стадии нередко приходят мысли о самоубийстве. Человеку кажется, что единственным логическим завершением его внутреннего крушения и распада может быть физическое уничтожение.


Вышеизложенное представляет собой не более чем общую схему такого рода переживаний. Действительные реакции и переживания людей очень различны. Многие вообще не доходят до острой стадии, тогда как другие оказываются здесь едва ли не одним скачком. Некоторые мучаются главным образом сомнениями интеллектуального порядка и метафизическими проблемами: у иных на передний план выступает эмоциональная подавленность или нравственный кризис.

Эти многообразные проявления кризиса очень напоминают симптомы, которые считаются признаками психоневрозов и пограничных шизофренических состояний. Вызванные кризисом стресс и переутомление порождают в некоторых случаях и физические симптомы, такие как нервное напряжение, бессонница и многие другие расстройства (пищеварения, кровообращения, желез внутренней секреции).

Как правило, дифференциальный диагноз установить несложно. Сами по себе симптомы могут быть теми же, что и в случае обычного психического расстройства; но тщательный анализ их появления, изучение личности данного пациента во всей ее полноте и (что самое важное) выяснение его действительной экзистенциальной проблемы показывает, что природа и уровень данного патогенного конфликта иные. В обычных случаях конфликт возникает либо между "нормальными" влечениями, либо между этими влечениями и сознательным эго, либо между эго и внешним миром (в особенности близкими родственниками – родителями, супругом или супругой, детьми). Напротив, в рассматриваемых нами случаях конфликты порождаются пробуждением новых помыслов, стремлений и интересов нравственного, религиозного или духовного свойства вроде тех, которые были упомянуты выше; выяснить их наличие нетрудно – стоит лишь признать реальность и валидность этих факторов, не отмахиваясь от них как от "плодов воображения" или "превращенных форм" социальных запретов, В общем эти конфликты и их симптомы можно рассматривать как следствия кризиса в ходе развития, кризиса роста личности пациента.

Возможно следующее осложнение: наличие у одного и того же пациента симптомов, проистекающих в той или иной пропорции из обоих источников; но и в данном случае критерием их различения служит выявление этих источников.



 

Читайте также

Комментарии   

 
#9 Asket 26.01.2013 11:40
Я бы для наглядности и лучшей корреляции с идеями других "ищущих" применил бы термин - экзистенциальны й кризис, он более конкретен чем психологический кризис, что становится понятно из комментария belochka_alisa, так как у нее на лицо именно "психологически й" кризис, коих множество. Экзистенциальны й кризис может возникнуть ТОЛЬКО после удовлетворения всех запросов Эго, т.е. это по существу тот-же кризис отсутствия цели и смысла, что и бывает у молодых людей в момент становления личностью, но скорее в качестве патологии роста, а именно бегства от проблем и "неразрешимых" конфликтов, в "псевдо-духовность".Экзистенциальны й же кризис, это момент подытоживающий эволюционную дугу развития человека, после которого (если он преодолен конечно) самость вступает на путь инволюции - внутреннего поиска (мистицизм).
Цитировать
 
 
#8 Belochka 25.01.2013 17:21
Asket, так я живу, как Вы изволили выразиться, "в этом":-):-):-)!
Цитировать
 
 
#7 Sergio 25.01.2013 17:15
Belochka, Вы молодец, но все-таки вы описали не внутренние процессы, а свою картину миропонимания. Это очень хорошо и так необходимо делать периодически, чтобы точно понять на каком уровне эволюции сознания находишься.Опис ания своих внутренних функций начинаются с момента четкой дифференсации в себе всех эмоций и чувств (для начала). Дифференцироват ь это не только их в себе заметить, но и научиться управлять ими, найти для себя развивающие сознание и их усилить. Четко выделить ментальный процесс и отделить его от чувственно-эмоц ионального, мысли не должны зависеть от настроения человека, тоже проделать и с интуитивной функцией.Четко для себя определить цели и мотивы своего внутреннего движения.
Цитировать
 
 
#6 Asket 25.01.2013 16:28
Удовлетворяет жизнь? - Живи! :)Ну поживите какоето время в этом.., потом как-нибудь продолжим :)
Цитировать
 
 
#5 Belochka 25.01.2013 00:41
Перспектив? Конечно нет! Нет "выделенного направления"!
Цитировать
 
 
#4 Asket 24.01.2013 08:14
A может всеже..?На самом деле очень похоже на экзистенцию... Поразмышляйте, есть ли у вас сейчас "истинные" цели, стремления? Не возникает ли "жутковатого" осознания "отсутствия перспективы", в следствии их множественности ? Вроде бы все хорошо, "как надо", но нет всему этому смысла в целом?P.S. Хм.., я вот что сейчас понял, нам наследникам материалистичес кого подхода к миру видимо в каком-то смысле было проще. Экзистенция приходила к нам в следствии разочарования миром вещей и нам больше некуда было податься, оставалось только сгинуть в пучине бессмысленности . Это действительно переживается как "маленькая смерть", но как известно смерть это только начало ;)Чего не скажешь о современном поколении, им гораздо сложнее достичь дна, так как им уже заранее "известен" истинный ход вещей, всякие там самореализации, духовные пути, борьба с Эго и т.д и т.п. Эх... не легко им будет за всем этим "астральным полем идей", почувствовать легкое дуновение невыразимого духа.Хотя...
Цитировать
 
 
#3 belochka 23.01.2013 21:34
Не знаю, психологический или нет!!!Внутренни е процессы я осознаю, не знаю лишь, как они будут меня характеризовать . Но – попробую:1. Процесс внутреннего освобождения. С недавнего времени не привязываю себя к определенным теориям, мнениям и людям. Объяснение – считаю всё равноценным. Мир сам по себе не может иметь ни одной стороны, которая была бы «отмеченной». Отсюда нет правильного и неправильного, хорошего и плохого. Безусловно, желание себя обусловить есть, но раз нет «выделенного направления» я этого сделать не могу и не хочу.2. Переход от «вопреки» к «согласно». Произошел не на 100%, думаю, что на 50%. Связываю достижение целей в прошлом и будущем не с доказательством себе и миру того, что я достойна называться той-то и той-то, а с определенными своими личностными качествами, которые и позволяют мне достичь результата. Акцент смещается с «Я» на результат собственной деятельности. Повторюсь, смещается, но не сместился. Объяснение – ощущение неполной отдачи, считаю, что свой потенциал не смогу раскрыть, занимаясь лишь созерцанием, чем я и занималась до сего дня. Жестко критикую отсутствие результатов. Принимаю себя абсолютно, но совершенно недовольна тем, что за 21 год своей жизни не смогла достичь того, чего хотела, так как достигала не то, чего хотела. Шла на поводу людей, которые руководили мной. Не могла отказаться, считала себя обязанной. 3. Отсутствие страха за будущее, уверенность в умении действовать по ситуации, принимая решения в сложившихся ситуациях, и решение проблем по мере их поступления. Границы. В материальном плане – недостаточная мотивация.В духовном – теория ВСЁ – это НИЧЕГО ставит меня на позиции наблюдателя, что ранее меня удовлетворяло. Теперь же, считаю, что наблюдатель никогда не сможет ничего изменить, прежде всего в собственной жизни, тем более – в жизни других, в мире. Считаю, что мир един и познавать его с помощью любых теорий, являющихся продуктом ума человеческого, по меньшей мере не дает результата, так как любая теория акцентирует внимание на определенных фактах, и не обращает внимание на другие, данной теории противоречащие. Познание мира рамкой теории – познание самого себя, а не мира! Так как именно ты сам выбираешь в рамках какой теории существовать. Не познание мира – позиция наблюдателя, абсолютная свобода – это отсутствие и мира, и наблюдателя (отсутствием мира и наблюдателя я называю отсутствие взаимосвязи между обоими). Оба варианта – тупик. Еще с одной стороны, мир ТОЛЬКО и можно познать с определенной очень маленькой стороны – у человека нет возможностей на большее, нет времени, прежде всего. Вот почему математик не может еще и биологию знать. Очередная граница познания.
Цитировать
 
 
#2 Sergio 23.01.2013 21:02
Вынужден вас немножко огорчить. То о чем вы пишите не психологический криз, а другой процесс, который связан со становлением своей личности. Вы пока только формируете свою личность (духовность), а не отказываетесь от нее ради чего-то Высшего. Не сформировав своей личности выйти на психологический криз невозможно. Схожесть заключается в том, что человек, взрослея, начинает сталкиваться с новыми гранями нашей социальной и духовной жизни, возникают противоречия, которые приводят к частому переосмыслению своего внутреннего мира и естественно могут сопровождаться депрессиями.Про верить различие просто, дайте ответ искренне себе на эти вопросы. Вы полностью можете дифференцироват ь все свои внутренние процессы, и их объяснить? Вы четко видите границы возможности своей личности не только в социальном, но и духовном плане? Если да то, как эти границы проявляются? Если вы не можете четко ответить на эти вопросы, то это только психологический процесс формирования своей личности.
Цитировать
 
 
#1 belochka 23.01.2013 20:59
Да. У меня "психологически й кризис" был несколько месяцев назад. Теперь я спокойна, потеряла многое, приобрела многое. Мир изменился, я изменилась-терм ины к миру даю другие. Прежние-не подходят.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить