Новые публикации
Опрос
Был ли у вас такой опыт?
 

Самые популярные статьи
Материалы с сайта
Главная Практики
Индекс материала
Успокоение ума. Шри Ауробиндо
Пассивная память

 

 

 

Эмоции. Пассивная память

Далее я перехожу к Читте (ментальное сознание, вещество ума). В Читте есть два слоя: один для эмоций, другой для пассивной памяти. Впечатления от всех мыслей, ощущений, чувств, зрительных восприятий и т. д. записываются в нижнем слое Читты и остаются там до тех пор, пока Джива (индивидуализированный дух) не покинет тело. А впоследствии все эти впечатления, будучи заключены в тонком теле, отправляются с Дживой в иные миры. Когда Джива рождается вновь, они привносятся сюда вместе с ним в виде открытых Санскар (впечатление, привычная реакция) в Муладхаре (центр физического сознания). Вот почему люди не помнят своих прошлых рождений, но могут вернуть память о них путем пробуждений Кундалини (сила жизни) в Муладхаре. Эти впечатления скрыты в Читте (ментальное сознание, вещество ума) до тех пор, пока активная память в Буддхи (распознающий принцип) не призовет их. Те, которые привносятся в Буддхи особенно часто, имеют привычку возвращаться даже тогда, когда их об этом не просят: привычные мысли, идеи, чувства, мнения и т. д. представляют собой основное затруднение для Йогина до тех пор, пока Манас (воспринимающий ум), в который они приходят, не успокоится.

Успокоение умаНад первым лежит второй слой, слой эмоций. Эмоции – это движения Воли, которые направляются в Читту (ментальное сознание, вещество ума), принимая там форму импульсов. Они бывают трех типов: мысле-импульсы, импульсы чувств и импульсы действий. Первые называются по-разному – инстинктами, вдохновениями, озарениями, интуициями и т. д. В действительности это послания, посылаемые Дживой (дух) из Сахасрадалы (высший центр сознания) в Читту (ментальное сознание, вещество ума). Проходя незамеченными через Буддхи (распознающий принцип), они размещаются в Читте и, будучи возбуждены внутренним или внешним контактом, всякий раз возникают столь же неожиданно и производят на Буддхи такое же сильное впечатление, как если бы они были подлинными вдохновителями и т. д., нисходящими в Буддхи непосредственно из Виджняны (духовный разум). Но они всплывают, окрашенные эмоциями, искаженные ассоциациями и воспоминаниями в Читте, извращенные взрастившим их воображением. Многое из того, что называют верой, Бхакти, гением, поэтическим вдохновением и т.д., приходит именно из этого источника. Он помогает обычному человеку, необычайно важен для животного, но мешает Йогину.

Импульсы чувств – это то, что обычно называют эмоциями. Эмоции бывают двух видов: естественные, или вечные, а также искусственные, или Викары (искажение). Любовь естественна, она идет от Джняны (знание, мудрость), и ей свойственно сохраняться в ходе эволюции. Ненависть – это Викара (искажение) любви, искажение или реакция, порожденная Аджняной (неведение, незнание). Подобным же образом, мужество вечно, а страх является Викарой. Сострадание вечно, а Гхрина, или сожаление, антипатия, отвращение и т. п. – Викары. Те, которые естественны и вечны – любовь, мужество, сострадание, праведные и благородные устремления – являются Дхармой (закон, истина), а остальные Адхармой (противоположность Дхармы). С точки зрения вечности, конечно, все это не относится ни к Самаджа (общественный закон), ни к Лаукик (правила, традиции) – временной Дхарме и Адхарме. Более того, Адхарма зачастую необходима как переход или как подготовка к переходу от неразвитого к развитому, от низшей к высшей Дхарме. Йогину следует избавиться от Викар (искажение), но не от Санатана Дхармы (вечный закон).


Третий вид импульса – это импульс к действию. Его присутствие в Читте является временной необходимостью, которая обусловлена раджасическим (страстным, направленным на действие) развитием человеческого существа. Если в человеке превалирует Ашуддха (нечистый) Раджас (качество желания, страсти, действия, активности), то пробудить его к действию нелегко. Для этого должна присутствовать одна из двух сил – желание или эмоция. Любовь, ненависть, честолюбие, ярость и т. п. должны расшевелить его, иначе он не сможет действовать или же будет действовать вяло. Он не в состоянии постичь Шуддха Правритти – независимое от эмоций побуждение к действию без желания. Эмоция должна лишь придать окраску Свабхаве, или темпераменту человека. Ему следует, как должно быть, преисполненным чувства любви, мужества, чести, истинного упования, уверенности в себе и т. д., но он не должен действовать под влиянием какого-либо, сколь угодно благородного, но индивидуалистического импульса. Он должен действовать, повинуясь импульсу Воли, пребывающей в непосредственном общении с Пурушей (Субъект) в Виджняне (духовный разум), понимая посредством Буддхи, почему Воля действует именно таким образом, и окрашивая действие эмоцией, присущей его Свабхаве (природа, врожденная натура). Но ни Буддхи (распознающий принцип), ни эмоция не должны вмешиваться непосредственно в действия или пытаться обусловить последнее. Буддхи – для мысли, а Читта (ментальное сознание, вещество ума) – для эмоций. В состоянии Шуддха (чистый, очищенный) ни Буддхи, ни Читта не имеют с действием ничего общего. Интеллектуальный Асур предопределяет свои действия какими-то своими соображениями или идеалами, эмоциональный Асур – своими чувствами. Но Шуддха (чистый, очищенный) не предопределяет их горним вдохновением, идущим от божественного существования в Виджняне (духовный или божественный разум). Это то, что люди зачастую называют Адешой – божественным указанием. Только Шуддха (чистый, очищенный) может со всей уверенностью полагаться на имеющуюся у него Адешу такого типа. Ашуддха (неочищенный) Йогин нередко принимает за Адешу (указание) свои собственные идеи, фантазии, эмоции и даже желания. Поэтому Йогин должен стремиться к освобождению от активности своей низшей Читты (вещество ума) или прошлых впечатлений, посредством успокоения Манаса (воспринимающий ум), как это было описано в предыдущей главе, к освобождению от инстинктивного мышления или мысле-импульсов – теми же средствами, к освобождению от привычки действовать, исходя из собственных эмоций, позволив Воле успокоить его импульсы и очистить его эмоции. Посредством Воли ему следует воспретить и остановить всякую речь или действие, которые слепо идут от эмоций или страстей, вздымающихся в его сердце. Когда эмоция будет успокоена, ее нужно приучить вести себя подобно волне, которая, поднимаясь, затем опять возвращается в море, а не безудержно врывается в действие. Эти спокойные волны, удовлетворенные самим своим существованием, не требующие удовлетворения в действии и не ищущие господства в жизни или идеях, представляют собой очищенные эмоции. Те, которые поднимаются вверх, в Буддхи (распознающий принцип), и пытаются обмануть мысль или мнение, те, которые движутся вовне, в речь или действие, представляют собой движения Ашуддхи (нечистота). Я имею в виду то, что эмоции в Читте служат лишь для наслаждения. Над действиями же должен властвовать некий более высокий принцип.

Воля, опять же, является тем, что должно очистить, направить и обновить сердце. Но наилучшие условия для этого создаются в том случае, если знание предварительно стало активным, а ум спокойным. Спокойный ум предполагает легкое очищение сердца.

«ЙОГИЧЕСКАЯ САДХАНА» ШРИ АУРОБИНДО (ГЛАВЫ 5-6). Успокоение ума

Психологическая практика для начинающих, саморазвитие личности «Идеальный образ»

ASTROKEY.ORG "Успокоение ума. Шри Ауробиндо"




 

Читайте также

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить