Новые публикации
Опрос
Был ли у вас такой опыт?
 

Самые популярные статьи
Материалы с сайта
Главная Эзотерические тексты
Индекс материала
Алмазная сутра. Ваджраччхедика Праджня-парамита сутра
Алмазная сутра
Комментарии


 

Комментарии

Алмазная сутра[1] Великая община - махасангха (кит. да чжун). Бхикшу (кит. бицю) - буддийские монахи.

[2] Превосходнейший в Мире - один из основных эпитетов Будды (локаджьештха, кит. ши цзунь), синоним эпитета Бхагаван (Блаженный, Благословенный).

[3] Шравасти - древнеиндийский город, столица государства Кошала.

[4] Субхути - один из главных учеников Будды, постоянный персонаж праджня-парамитской литературы. Старейший - монашеский титул (стхавира, тхера; кит. чжанлао). Так Приходящий (Татхагата; кит. жулай) - один из основных эпитетов Будды. Это слово на санскрите может интерпретироваться и как Так Приходящий и как Так Уходящий, на чем основывается и игра слов в одном из фрагментов данной сутры: "Татхагата (Так Приходящий/Уходящий) ниоткуда не приходит и никуда не уходит, поэтому его и называют Татхагатой (Так Приходящим/Уходящим). На китайский язык подобная игра слов непереводима.

[5] Добрый сын (кулапутра, кит. шань нань цзы) и добрая дочь (куладухитр; шань нюй жэнь) - буддисты-миряне, вставшие на путь махаянского совершенствования.

[6] Аннутара самьяк самбодхи (кит. аноудоло саньмао саньпути) - совершенное и всецело полное пробуждение/просветление, обретение состояния Будды.

Бодхисаттвы-махасаттвы (кит. пуса мохэса) - "великосущностные бодхисаттвы". В праджня-парамитских сутрах бодхисаттвой называется любой человек, в том числе и мирянин, стремящийся не к упокоению нирваны, а к обретению состояния Будды, пробуждению (бодхи; кит. пути. Безостаточная нирвана (анупадхишеша нирвана; кит. у юй непань) - окончательное освобождение от круговорота сансары (смертей-рождений), обретаемая святым после смерти его физического тела как остатка объективации его предыдущей кармы. По-китайски термин "ниродха" (прекращение [страданий и питающих их аффектов]) часто переводится словом "ме" - "уничтожение".

Дхарма (в данном переводе пишется, прописной буквы) - Учение Будды; буддийская доктрина и предписанный ею образ жизни. Слово "дхарма" со строчной буквы передает центральное понятие буддийской философской психологии - понятие элементарного психофизического состояния. Совокупность дхарм конституирует весь психофизический опыт и всю переживаемую реальность: "Все, что есть, суть дхармы, и дхармы суть все, что есть", как учили раннебуддийские мыслители.

Представление (самджня; кит. сян) - термин, передающий идею представления, понятия, воспринятого образа-гештальта, идеи чего-то и тому подобного.

Благость счастья (пунья; кит. фудэ) - заслуги, накапливаемые бодхисаттвой на пути совершенствования.

[7] Мудрые личности (арья пудгала; кит. сянь) - монахи и святые (архаты, пратьека-будды, бодхисаттвы и Будды), в отличие от "обычных людей", профанов, обывателей.

Недеятельные дхармы (асанскрита дхарма; кит. у вэй фа) - дхармы, не подверженные проявлению в сансаре, к которым относили пространство развертывания психического опыта (акаша) и два вида "прекращения" (ниродха), то есть нирвану.

[8] Согласно буддийской космологии, тысяча тысяч "обычных" миров, подобных нашему "саха"), образуют особую структуру, называемую "большой тысячей" миров. В сутре говорится о трех тысячах таких структур, то есть о трех миллиардах миров.


Семь сокровищ - символические предметы, почитающиеся буддистами: круг совершенства, восьмиугольная драгоценность, исполняющая желания (чандамани), фигура женщины, приносящей покой, фигура министра, фигура слона с восьмирадиусным кругом на спине, лошадь с чандамани на спине и фигура военачальника. В Индии эти семь предметов считались регалиями чакравартина вселенского монарха, обладавшего признаками Будды. В буддизме Махаяны имеют сложное символическое значение. Семью сокровищами также называют семь видов драгоценных камней или благовоний.

[9] Это место может пониматься иначе. Возможен перевод: "То, что называется дхармами Будды, не есть дхармы Будды". Тогда иероглиф "фа" ("дхарма") будет иметь значение не Учения Будды, а "дхармы" как элемента в философском смысле.

[10] Сротапанна ("вступивший в поток") - первый плод на пути практики (бхавана марга), согласно учению Хинаяны. "Вступившему в поток" обеспечен успех на его пути к нирване. Он уже не может попасть в разряд "обычных людей", профанов (притхаг джана).

[11] Сакридагамин ("тот, кто вернется один раз") - обозначение второго плода "пути практики". Сакридагамину предстоит еще раз родиться на уровне "мира желаний" (камадхату; кит. юй цзе).

[12] Анагамин ("тот, кто не вернется") - третий плод пути практики. Анагамин более не возвращается на уровень мира желаний.

[13] Архат ("достойный") - святой обретший полное освобождение, нирвану. Махаяна считает идеал архатства недостаточным и провозглашает своей целью не покой нирваны, а пробуждение, просветление (бодхи) и достижение состояния Будды на благо всех живых существ.

[14] Аранья (кит. у чжэн) - жизнь без ссор и вражды; отсутствие конфликтов и враждебности, мир; свобода от страстей и аффектов; жизнь в уединении; спокойствие и умиротворенность. Араньявихарин - человек, живущий в лесном уединении, в спокойствии и мире. Харибхадра, индийский комментатор праджня-парамитских текстов, поясняет этот термин как состояние внутренней умиротворенности и доброго отношения к окружающим.

[15] Имеется в виду Будда Дипанкара, который, как этому учит буддизм, проповедовал во время одной из предыдущих жизней Сиддхартхи Гаутамы и предсказал ему, что через много рождений тот станет Буддой по имени Шакьямуни.

[16] Земли Будды ("Поля Будды", буддхакшетра; кит. фо ту, фо го ту) - имеются в виду или просто все неисчислимые миры буддийской космологии, или особые, "очищенные", миры, в которых всецело царит принцип буддийской Дхармы.

Небожители (дэва) - божества, особый вид живых существ, также пребывающих в сансаре. К ним буддизм относит и богов древней ведийской религии индийцев (Брахму, Индру, Варуну и других). Асуры - воинственные титаны, враждующие с богами.

Пагода (кит. та) - китайское обозначение буддийского реликвария, ступы.

[17] Кит. Цзиньган божо-боломи (Ваджра праджня-парамита) - "Переводящая в Запредельное Алмазная (ваджра) Премудрость".

[18] Другими словами это можно выразить так, эксплицировав идею сутры: "Когда Будда проповедовал о пылинках, то это были не пылинки, поэтому обо всех пылинках Будда проповедовал как о не пылинках. Это и называют пылинками". Это означает: "Когда говорится об "А", то это не есть "А", поэтому говорить об "А" следует как о "не А" (таким образом, реальность как она есть определяется через отрицание, ибо ее нельзя обозначить). Это и называют "А"".

[19] Первая парамита - парамита (совершенство) даяния (дана парамита; кит. бу ши боломи). Парамита терпения, или совершенство терпения, - кшанти парамита; кит. жэнь жу боломи.

Сюжет о царе Калинге взят из джатак - дидактических повествований о предыдущих жизнях Бодхисаттвы, будущего Будды Шакьямуни.

[20] Имеется в виду Махаяна (кит. да чэн/шэн).

[21] Хинадхимуктика (кит. лэ сяо фа чжэ) - имеются в виду последователи Малой Колесницы, Хинаяны.

[22] Имеются в виду дурные (неблагие) формы рождения: как животного, голодного духа (прета) и обитателя ада.

[23] Кальпа - космический цикл, мировой период, эон, длящийся от формирования мира из пустого пространства под воздействием совокупной кармы живых существ предыдущего цикла до его разрушения, после чего начинается новая кальпа.

[24] Число "84" и производные от него имели в Индии символическую нагрузку и часто использовались в сакральных контекстах.

[25] Другими словами, Будда - не просто человек, обретший пробуждение, а сама реальность, абсолютная природа сущего.

[26] Благие дхармы (кушала дхарма; кит. шань фа) - дхармы без притока аффективности (анасрава), способствующие духовному освобождению и поэтому подлежащие культивации в процессе созерцательной практики и нравственного совершенствования.

[27] Имеется в виду чакравартин - вселенский благой монарх, наделенный семью сокровищами и, подобно Будде, наделенный тридцатью двумя признаками великого человека (выпуклость на черепе - ушниша, знак колеса на ступнях ног и другие).

[28] После этих слов в переводе И-цзина и других поздних переводчиков сутры на китайский язык (начиная с Парамартхи, Чжэнь-ди, середина VI в.) добавлены еще строки, имеющиеся и в критическом издании санскритского текста сутры Э. Конзе: "должно рассматривать сущность Дхармы Будды как Дхармовое (абсолютное. - Е. Т.) Тело наставника; в сущности Дхармы нет ничего познаваемого - поэтому и познание ее не может быть свершено" (перевод выполнен с китайской версии И-цзина, вторая половина VII в.).


[29] Другими словами, не только нет таких сущностей (дхарм), как "я" (атман), "личность" (пудгала), "существо" (саттва) и "вечная душа" (джива), но и ни одна дхарма как таковая не обладает собственной природой (свабхава) и независимой самодостаточной сущностью.

[30] Английский буддолог Э. Конзе отмечает, что это место почти во всех редакциях "Ваджраччхедики" и во всех переводах выглядит по-разному (это относится и к китайским переводам). Вариант Кумарадживы Э. Конзе предлагает переводить так: "Когда он не схватывает знаки, то и Таковость остается непоколебимой (ачала; кит. бу дун - "недвижной").

[31] Мирские последователи буддизма, мужчины (упасака) и женщины (упасика).



 

Комментарии   

 
#17 Rodion Krawczak 06.07.2017 17:50
Hi there, all the time i used to check weblog posts here in the early hours in the
dawn, for the reason that i like to gain knowledge
of more and more.
Цитировать
 
 
#16 Jordan Grzeszczuk 06.07.2017 15:32
Link exchange is nothing else except it is only placing the other person's blog link on your page at proper place and other person will also do similar for you.
Цитировать
 
 
#15 Anton Kata 06.07.2017 04:01
First of all I want to say awesome blog! I had a quick question which I'd
like to ask if you don't mind. I was interested to know how you center yourself and clear your thoughts prior to writing.
I have had a hard time clearing my mind in getting my ideas
out. I truly do enjoy writing but it just seems like the first 10 to 15 minutes are generally lost simply just trying to figure out how to
begin. Any ideas or hints? Appreciate it!
Цитировать
 
 
#14 Jeremiasz Kmiecik 05.07.2017 19:23
I'm curious to find out what blog system you are working with?
I'm having some small security problems with my latest blog and I would like to find something more risk-free.
Do you have any suggestions?
Цитировать
 
 
#13 Mieszko Gruba 05.07.2017 10:10
What's up, yes this paragraph is really good and I have learned lot of things from it on the topic of blogging.
thanks.
Цитировать
 
 
#12 Roland Krzesniak 05.07.2017 06:53
Hi there! I simply would like to offer you a huge thumbs up for your
excellent info you have got here on this post. I am
coming back to your website for more soon.
Цитировать
 
 
#11 Kornel Krawczyk 05.07.2017 02:09
This is very fascinating, You're a very professional blogger.
I've joined your feed and sit up for seeking more of your
magnificent post. Also, I have shared your web site
in my social networks
Цитировать
 
 
#10 Kajetan Lubecki 04.07.2017 11:21
After looking into a few of the articles on your web page, I honestly appreciate your technique of blogging.
I saved it to my bookmark site list and will be checking back in the near future.
Take a look at my website too and let me know your opinion.
Цитировать
 
 
#9 Seweryn Bizon 04.07.2017 04:28
My partner and I stumbled over here from a different web address and thought I might
check things out. I like what I see so i am just following you.
Look forward to looking into your web page repeatedly.
Цитировать
 
 
#8 Nikodem Gasiorowski 03.07.2017 22:13
For newest news you have to pay a quick visit the web
and on the web I found this web page as a most excellent web
site for latest updates.
Цитировать
 
 
#7 Miron Wcislo 03.07.2017 17:35
For hottest news you have to go to see internet and on world-wide-web I
found this web page as a best site for most recent updates.
Цитировать
 
 
#6 Tadeusz Galczynski 03.07.2017 05:22
Hey there just wanted to give you a quick heads up and let you know a few of
the images aren't loading correctly. I'm not sure why but I think its a linking issue.
I've tried it in two different internet browsers and both show the same results.
Цитировать
 
 
#5 Jano Checinski 03.07.2017 00:05
Wow that was strange. I just wrote an incredibly long comment but after
I clicked submit my comment didn't appear. Grrrr...
well I'm not writing all that over again. Regardless,
just wanted to say wonderful blog!
Цитировать
 
 
#4 Leon Piechowski 02.07.2017 21:35
Thank you for the good writeup. It in fact
was a amusement account it. Look advanced to more added agreeable from you!
However, how could we communicate?
Цитировать
 
 
#3 Tomasz Maciejowski 02.07.2017 16:26
Hi everyone, it's my first go to see at this site, and piece of writing is truly fruitful
for me, keep up posting these types of content.
Цитировать
 
 
#2 Odo Chmura 02.07.2017 13:08
I'm impressed, I have to admit. Seldom do I come across a blog that's equally
educative and interesting, and without a doubt, you have hit the nail on the
head. The issue is something that not enough
folks are speaking intelligently about. I am very
happy that I came across this during my hunt for something concerning this.
Цитировать
 
 
#1 Eryk Dudkowski 01.07.2017 08:56
Hmm is anyone else having problems with the pictures on this blog loading?
I'm trying to figure out if its a problem on my end or if it's
the blog. Any feed-back would be greatly appreciated.
Цитировать
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить