Новые публикации
Опрос
Был ли у вас такой опыт?
 

Самые популярные статьи
Материалы с сайта
Главная Исследования

Пространственная логика и теория систем ОТС

Часть1

Для тех, кто не знает, уточню: NZ-наука или неоэзотерика занимается вопросами теории и практики эволюции (совершенствования) человека, решая древние эзотерические задачи методами современной науки.

Ортодоксальных ученых может раздражать само слово ″эзотерика″, тем более ″нео″. Поэтому для них я предлагаю дополнительное название этой науки: Система Универсального мировоззрения (СУМ) и ее раздел Теория Мышления Пространствами (ТМП). Названий можно придумать много, вот еще подходящее: "Концепция индивидуальной эволюции".

За разработку универсальной теории систем доктора Урманцева я, с удовольствием, отмечаю второй в 2013 году NZ-премией. Его идеи в области теории мышления и общей теории эволюции, прекрасно согласуются с аналогичными в неоэзотерике. Урманцев обладает энциклопедическим кругозором, глобальностью  и высокой организацией своего абстрактного мышления. Человек в высшей степени достойный признания и уважения. Философский памятник, который он себе изваял из субстанции мысли – это, действительно, произведение исследовательского искусства.

Впрочем, если посмотреть, сколько у доктора Урманцева регалий, то, боюсь, что премия от не академической науки его не сильно обрадует. Но особенность данной премии в том, что от нее нельзя отказаться! См. NZ-премия.

Премия по NZ означает, что ОТСУ имеет большое значение и для метода мышления, и для мировоззрения в целом. Оказывает заметное влияние на интеллектуальную эволюцию человека и является примером математизации универсального мышления на языке высшего уровня абстрактности.

Урманцев Юнир АбдулловичУрманцев Юнир Абдуллович - родился в г. Стерлитамаке Башкирской АССР 28 апреля 1931 г.доктор философских наук, доктор биологических наук, профессор,  действительный член РАЕН, МАИ, других научных организаций России, Англии, США; имеет научные номинации "Человек года", "Человек выдающихся достижений", "Интеллектуал XX века".

Вот, что пишет первый лауреат NZ-премии Э.А.Витол

"Среди татарских мыслителей мне известны два подлинных интеллектуальных титана - Урманцев Ю.А. и Абдеев Рифгат Фаизович (с последним мне довелось когда-то давно встречаться на Философском конгрессе). Очень приятно, Александр Владимирович, что интуиция меня не подвела, когда я посоветовал вам ознакомиться с работами Юнира Абдулловича УРМАНЦЕВА. Это, действительно, человек с большой буквы (хоть мы с ним даже лично не знакомы). Я думаю, Вы правильно номинировали его на Премию. Ведь те или иные нюансы, которые отличают исследователей и формируемых ими учений между собой, сегодня не так уж и важны (будь они логические или методологические, стилистические, терминологические и прочие), сегодня ключевой проблемой является создание обобщённых (универсальных) представлений о Мире. И чем больше мы будем находить этой общности, тем интенсивнее станет развиваться человеческое познание Бытия, ведь впереди ожидается новая глобально-эволюционная фаза, а наша задача - создать для неё теоретический базис.

Спасибо, за Ваше решение, поверьте, для меня будет большой честью находиться  среди лауреатов премии рядом с такими людьми как он."

Прожив полвека и уже разработав теоретический аппарат неоэзотерики, я неожиданно для себя обнаружил красивую, логически стройную и неплохо детализированную методологию мышления, называемую  общей теорией систем (универсальная). Теория, которую Урманцев (будучи ровесником моего отца) разрабатывал всю свою жизнь.

Теперь мне остается лишь сравнить наши подходы и дополнить выводы Урманцева на языке систем выводами языком пространств. Как всегда, я не собираюсь выяснять, чье творение лучше – это было бы глупо. В каждом есть свои сильные и слабые стороны, потому что каждый исследователь отражает в своих творениях частичку себя, со своими индивидуальными особенностями мышления,  информационной базой и целями, преломляя через них восприятие Реальности.

Для моих комментариев (NZ) я выбрал две статьи Урманцева:

ЭВОЛЮЦИОНИКА или общая теория развития систем природы, общества и мышления

Девять плюс один этюд(ов) о системной философии. Синтез мировоззрений.

Из этих статей я выбрал значимые для сравнительного анализа элементы, совмещая выдержки из них, если они дополняют друг друга.

Итак, цитирую:


О системной философии СФ

Сорок лет - время, в течение которого дискурсивно-логическими, теоретико-множественными, инвариантно-групповыми, собственно системными методами автором разрабатывается оригинальный вариант общей теории систем (ОТС).

«Выходом» этой теории является все увеличивающийся в ходе времени перечень ответов всего лишь на три вопроса: «Что должно быть?», «Что может быть?», «Чего быть не может у систем любой природы?».

В мировой - научной и философской - литературе разрабатываемый вариант кратко обозначается аббревиатурой ОТСУ, теперь уже, пожалуй, общепринятой.

…становится все более и более очевидным, что относительным завершением, своего рода венцом ОТСУ должна стать системная философия, о которой в свое время писали еще Берталанфи и Ласло. И сокровенный замысел этих этюдов — предложение такого мировоззрения, которому можно было бы безбоязненно следовать при оптимальном построении системы «Человек — Общество - Природа».

…Внутренняя логика развития Постижения, приведшая к необходимости представления и исследования Мира как Системы систем, а в этой связи и системы вообще, проблемы во многом сугубо философской.

При этом мы сознательно исходили из диалектического материализма: и как источника всех ее пяти предпосылок, что сразу же позволило придать ОТС всеобщий характер, и как философской, диалектической, методологии, что позволило строить ОТС, с одной стороны, как теорию единства и «борьбы» системных противоположностей —«системы и хаоса», «поли- и изоморфизма», «симметрии и асимметрии», ..., с другой стороны, как теорию развития возникновения, существования, преобразования, развития систем природы, общества и мышления, как теорию, содержащую в качестве своей органической части эволюционику.

(NZ) Целью моих исследований было создание теории, способной не только описать устройство Мироздания и законы его развития, но и указать практический путь эволюции человека, который бы он мог реализовывать в своей судьбе. Эта установка показывает принципиальное различие в наших целях, т.е. разницу между философией и современной эзотерикой. Неоэзотерика – это знание, т.е. устанавливающее соответствие между макросмом Вселенной, микрокосмом человека и Абсолютом (Первопричиной) с целью практических рекомендаций по индивидуальной эволюции.

В NZ-науке следовало ответить на фундаментальные вопросы: ″Какова первопричина Существования и в чем его суть? Как устроено Мироздание? Каков смысл и цель человеческого бытия? Что делать в плане индивидуальной эволюции?″

Для этого мне также пришлось искать предельно абстрактные логические конструкции, которые бы позволили решать задачи разнообразного происхождения. Как оказалось, ничего более абстрактного, чем понятие множества, операций и отношений придумать не удается. Теория множеств – это понятийная матрица любого представления. Далее, вслед за математикой, естественно перейти либо к понятию алгебраической системы, либо к понятию абстрактного пространства. И то и другое есть некоторым образом упорядоченные (структурированные) множества, но подходы несколько разнятся, базируясь на высшей алгебре и на абстрактной геометрии соответственно. Я выбрал последнее, а Урманцев - первое. Естественно, математическое представление – это базис для философского обобщения этих понятий, и уже, в основном, в этой форме мы будем ими пользоваться. Но все же базис влияет на стиль мышления.

Теперь, для читателей не достаточно знакомых с точными науками, подробнее сравним понятия пространства и системы.

Пространство определяют как множество каких-либо объектов, называемых его точками. Точками таких пространств могут быть бесконечные последовательности чисел, функций или других объектов. В отличие от конкретных пространств обычной геометрии, такие пространства часто называют абстрактными. Они могут иметь бесконечное число измерений. Одна из причин, по которой эти объекты называют пространствами, заключается в том, что эффективным средством их анализа является язык геометрии. (Это важно и для удобства визуализации в ходе медитационной практики.) Введение операции выбора обеспечивает динамику изменений пространств и констатирует наличие объективного или субъективного центра, принимающего и осуществляющего сам выбор. Отношения между точками и теми или иными фигурами, т.е. множествами точек, определяют «геометрию» пространства. При аксиоматическом его построении основные свойства этих отношений выражаются в соответствующих аксиомах.

С пространством, как множеством с некоторой дополнительной структурой, связаны такие важнейшие понятия как измерения, метрические (расстояние между элементами),  событийные, фазовые пространства и многие другие.

Алгебраическая система (структура) в универсальной алгебре – это множество G (носитель) с заданным на нем набором операций и отношений (сигнатура), удовлетворяющим некоторой системе аксиом. Операции таковы, что они переводят два элемента системы в принадлежащей ей же третий. Множество можно считать вырожденной алгебраической системой с пустым набором операций и отношений. Есть алгебраические конструкции, выходящие за понятие алгебраической системы, но не за понятие множества и пространства. К алгебре относятся столь важные понятия как теория автоматов, теории алгоритмов, теория категорий и т.п. Таким образом, алгебраическая система – это тоже разновидность пространства (прежде всего, числового) с акцентом на наличие определенных операций (обобщений сложения и вычитания) и отношений. Алгебраические методы часто эффективны и для решения геометрических задач.

Итак, алгебраический и геометрический подходы тесно связаны и взаимодополнительны.

Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство. Следует отметить, что это определение (взятое из БСЭ) не является ни единственным, ни общепризнанным. Есть десятки определений понятия “С.”, которые с некоторой условностью можно поделить на три группы.

Графическое представление системы – это граф.

Между этими группами определений нет непроходимых границ. Во всех случаях термин “С.” включает понятие о целом, состоящем из взаимосвязанных, взаимодействующих, взаимозависимых частей, причем свойства этих частей зависят от С. в целом, свойства С. — от свойств ее частей. Во всех случаях имеется в виду наличие среды, в которой С. существует и функционирует. Для исследуемой С. среда может рассматриваться как надсистема, соответственно ее части — как подсистемы, а также элементы С., если их внутренняя структура не является предметом рассмотрения."

Так, какое же представление более абстрактно, а значит, и универсально?

Система как множество элементов, соединенных некоторыми связями в нечто единое целое, в моем понимании, является важным частным представлением понятия ″пространства″, потому что последнее может включать в себя и несистемные множества. Любой объект/явление можно представить в виде пространства, составляющих его элементов. Причем пространство может быть системой, несистемой и системой-несистемой, что совпадает с понятием о диалектически полной системе, т.е. такой, что содержит в себе и свое отрицание.

Пространство, как логико-философская абстракция, - это множество актуально или потенциально сосуществующих элементов, оказывающих или не оказывающих друг на друга влияние.

Есть еще понятие кибернетической системы и теории выбора в рамках искусственного интеллекта. Это почти эквивалентно представлению о пространстве с операцией выбора. А если учесть еще строение самого пространства, то и полностью совпадает с NZ-пространством. Кроме того, наличие выбора предполагает рассмотрение и того субъекта или алгоритма-закона, который совершает этот выбор.

Если рассматривать диалектическое пространство, то оно будет включать в себя и вариант отсутствия упорядоченности в виде хаоса как краевого случая диалектически полной упорядоченности.

Пространство, образуемое парой диалектических противоположностей в динамике их непрерывного взаимодействия, соответствует понятию о диалектической логике, а при фиксации моментов взаимодействия (соотношений начал) и алгоритма выбора среди них – n-ричной формальной логике. Но ведь такое пространство можно назвать и системой диалектических начал. В данном случае,  понятия пространства и системы эквивалентны (равносильны)  в качестве двух форм представления единой, предельной абстракции диалектической модели.

Для задач NZ-науки мы будем считать, что в любом пространстве имеется возможность совершить диалектически полную операцию выбора, т.е. перевести пространство или сам выбор в новое его состояние (фазовое пространство) или качественно новое пространство. Полнота операции выбора означает, что от него можно и отказаться – это тоже будет выбор.

Многие эзотерики критикуют метод диалектического мышления за его двойственность, рассуждая об альтернативном, целостном познании непосредственным способом. Однако они не понимают, что диалектика – объективно обоснованный метод анализа реальности, а прямое познание посредством пси-моделирования и пси-резонанса – методы интегрального постижения. Но все они взаимно дополняют друг друга, отражая разные грани единого.

Итак, пространство и система – это абстракции высшего уровня, и в зависимости от конкретики исследования могут быть использованы в равной мере. Пространство, в большей мере, отражает волновую (непрерывную) природу субстанции Реальности, а система - корпускулярную (дискретную). Параллелей может быть и больше.  Вместе пространственно-системный дуализм.//

Предпосылки: 1—существование, 2—множество объекта 3—единое, 4—единство, 5— достаточность.

Пять предпосылок СФ принципиально не формализуемы из-за их  некоторой неоднозначности вследствие их различной интерпретации в истории философии и науки.

Существование

Это - первое, с чем приходится сталкиваться в мире (в том числе собственном), и первое, что вынужденно приходится учитывать при творении системного космоса или всего лишь отдельного объекта-системы как мира, объекта-системы существующего. А существующего - значит покоящегося или изменяющегося. Покоящегося - значит длящегося, переходящего в самого себя, настоящего; изменяющегося - значит устраняющего настоящее (существующий мир) и творящего прошедшее (существовавший мир) и будущее (мир, который будет). Прошедшее и будущее не существуют так, как существует настоящее, но они существуют как прошедшее и будущее, а настоящее не существует так, как существуют прошедшее и будущее, но оно существует как настоящее.

Таким образом, в пределах каждой точки зрения возможно абсолютное выделение существующего и несуществующего, которое мгновенно становится относительным при переходе от одной точки зрения к другой, переводящем бытие в небытие, а небытие в бытие.

Однако возможна и третья точка зрения - с точки зрения существования, позволяющего и прошедшее, и настоящее, и будущее - Время - квалифицировать как его формы.

Классификация существования по основанию «Что существует?» приводит к 4 и только к 4 его видам - к материи (объективной реальности), духу (субъективной реальности), материи и духу (объективно-субъективной реальности), ни к материи, ни к духу - к ничто (пустой реальности, миру значимых отсутствий).

Существовать без того, чтобы быть, а быть без того, чтобы длиться, простираться, двигаться, такое существование без всего этого - пустой звук, несуществование, потому что дление, простирание, движение материи, духа, материи-духа, значимого отсутствия - виды, формы и одновременно маркеры - отличительные признаки и свидетельства - существования. Но дление - бренность, простирание, движение - это Время, Пространство, Движение и наоборот. Получаем:

1. Время, Пространство, Движение - формы, виды существования (материи и (или) духа и (или) ничто). Именно из-за этого, заметив, что «нечто» длится или (и) простирается или (и) двигается, мы уверенно заключаем: «нечто» существует.

2. Возможна классификация существования по его видам - пространству, времени, движению - не только по l, но и по 2, по 3, что в сумме приводит к 7 сочетаниям и к 15 размещениям: к 3 основным и соответственно к 4 и 12 производным (комбинированным) формам существования.

Достаточность

Полнота предпосылок доказывается теоретическим охватом (по крайней мере, на сегодняшний день) всей предметной области - существовавшей, существующей, возможной в будущем - и называемой системной.

В сущности, пятое условие совпадает с «принципом достаточного основания», сформулированным Готфридом Вильгельмом Лейбницом. Согласно этому принципу «ни одно явление не может оказаться истинным или действительным, ни одно утверждение справедливым без достаточного основания...» (Монадология, Избр. филос. соч., М., 1908, с. 347, [18]).

(NZ) Понятие существования в системной философии введено через множество признаков существования, но не раскрыта его суть. По той причине, что системный анализ не исследует первопричины возникновения систем как таковых, лишь констатирует существование пустой системы и единичной без их каузальных (причинно-следственных) связей.

В неоэзотерике исследуется диалектическая природа Первопричины, называемой Абсолютом. А в результате выводится главное: существование есть процесс повышения степени проявленности (=определенности) абсолютной субстанции через саму себя. Проявленность – это когда одни объекты проявляют свои качества (потенциал) относительно и посредством взаимодействия с другими. В информационном аспекте рост определенности соответствует человеческому процессу познания, когда мы определяем понятия и связи через некие элементарные представления. Их же суть определить на их базисном уровне возникновения нельзя – нет иных объектов, но можно тавтологически, через ими же ранее определенные понятия и синонимы (смысловое фазовое пространство).

В конце концов, мои исследования и доктора Урманцева как раз и служат уменьшению неопределенности нашего понимания Реальности и себя в ней.

А теперь другая математика: форм существования столько, сколько существует способов снятия формальных противоречий в абсолютной субстанции, что соответствует количеству всевозможных измерений бытия. Здесь не только математика, но и космология.

Вообще говоря, я не очень много уделял внимание формализации и математизации неоэзотерики по той причине, что базируюсь на уже созданном и развитом аппарате математических пространств, кибернетических (информационных) систем, алгоритмов искусственного интеллекта, теории развития искусственных систем и теории решения изобретательских задач. Поэтому мне, для практических целей, достаточно было создать аксиоматику неоэзотерики, методику обоснования выводов и логику мышления. Все остальное получается автоматически. Кроме того, прикладной аспект эзотерики сосредоточен, в основном, в духовной практике, где избыточная терминология и формализм лишь затуманивает суть психологического эксперимента.

NZ-наука столь алгоритмична, что математизировать ее не представляет большого труда. Даже простые тексты легко формализуются, например, цикл статей Логический аппарат.

Принципиально важным и в неоэзотерике является понятие полноты. Является ли система аксиом неоэзотерики полным пространством? Это можно выяснить одним лишь способом: достаточностью для нужд теоретических построений, которые, в свою очередь, обуславливаются практическими задачами. Введение понятия о критерии Прохода гарантирует такую достаточность. Еще одна проверка – это установление соответствия антропоцентрического набора аксиом абсолютоцентрическому, т.е. соответствие познающего познаваемому. И, наконец, введение диалектически полного пространства (содержащего формальное противоречие), позволяющего сформулировать абсолютную аксиому, достаточность которой для построения всего Мироздания очевидна, ибо она прописывает двоичный (троичный) код. В этой аксиоме прописано соотношение абсолютной неопределенности, абс-го существования (кванта определенности) и несуществования. Без этого базиса создать логически стройную картину мира невозможно.

Существует абсолютная аксиома, которая утверждает, что не существует абсолютной аксиомы. Здесь на метауровне имеется абсолютная неопределенность относительно свойств бытия и небытия, а существование выступает в качестве оболочки/формы для несуществования/пустоты. И эта понятийно трехуровневая логика имеет теоретико-множественную модель в виде 0-1-Δ-множества. Столь странная конструкция вполне естественна, если учесть, что Мир определяет себя тавтологически, т.е. через себя же: одни свои элементы через другие. Эффективность NZ-теории, как раз и базируется на введении новых более сложных конструкций мышления.//

Основные понятия: нуль (пустая)-система, объект-система, система объектов одного и того же «рода» (R-система), абстрактная система.

Фундаментальное значение в ОТС (У) придается впервые выведенному в ее рамках закону системности — утверждению о том, что «любой объект есть объект-система и любой объект-система принадлежит хотя бы одной системе объектов одного и того же «рода».

Поскольку в данной теории под «объектом» понимается любой предмет как объективной, так и субъективной реальности, то данный закон позволяет установить необычное и вместе с тем глубокое единство между объектами, внешне мало сходными друг с другом.

Любые объекты:

(1) строящие их «первичные» (т.е. рассматриваемые как «неделимые» на данном уровне исследования) элементы.

(2) отношения единства, связи между элементами, скрепляющие их в одно целое.

(3) условия, ограничивающие отношения единства, так называемые законы композиции, подчиняясь которым отношения единства, связи, реализуются, а элементы компонуются именно в эту и только в эту систему.

(4) неизбежную принадлежность (каждого объекта-системы) хотя бы одной системе объектов одного и того же «рода»

Объект-система (ОС) — это композиция, или единство, построенное по отношениям (в частном случае — взаимодействиям) т множества {R ос}, плюс ограничивающим эти отношения условиям z множества {Zос} из первичных элементов m множества {М ос}. При этом множества {Zoc}, {Zoc} и {Roc}, {Zoc} и {Roc} и {М ос} могут быть пустыми или содержать 1. 2, 3, ..., ¥ число одинаковых или разных элементов.

Из данного определения следует, что для представления какого бы то ни было объекта в виде объекта-системы необходимо указать его: «первичные» элементы; отношения единства; закон композиции.

R-система – это система объектов одного и того же i-того «рода», это в сущности, закономерное множество объектов-систем одного и того же «рода» i. Причем слова «одного и того же, или данного, рода» означают, что каждый из объектов-систем R-системы обладает общими, «родовыми», признаками (одним и тем же качеством).

Широко распространенные в природе и в обществе иерархические системы и система иерархических систем также являются особыми случаями R-системы. К сожалению, неучитывание существования еще более распространенных неиерархических и иерархо-неиерархических систем, плюс отсутствия явной экспликации природы отношений «иерархия — неиерархия», «иерархия — иерархия», «неиерархия — неиерархия»2, их поли- и изоморфизма, симметрии и диссимметрии, противоречивости и непротиворечивости, ...— словом, всего того, что согласно ОТС(У) должно быть для любого рода систем, все это привело к резкому преувеличению значения и к существенной неполноте учений об иерархических системах. Более того, к неправильным представлениям тех или иных важнейших природных систем, в частности литосферы и биосферы, в качестве иерархических, несмотря на их явно иерархо-неиерархическую природу.

Определение R-системы инвариантно (сохраняет свою справедливость) при переходе от одного уровня общности к другому. Поэтому этой дефиниции отвечают и отдельные индивидуумы, и множества объектов одного и того же вида, рода, семейства, отряда, класса, типа, царства, империи. В пределе определение R-системы, взятое без индекса i, переходит в определение абстрактной системы или системы вообще. Абстрактная система образует «верхний» полюс R-системы. «Нижний», противоположный, его полюс образует пустая, или нуль-система, т.е. система, не содержащая ни одного элемента. Очевидно, в этом случае множества {М i} а значит и {Zi} и {Ri} —пустые.

Например, понятие пустой, или нуль-системы является обобщением любых случаев значимого отсутствия: нуля в арифметике, пустого множества в теории множеств, нулевого элемента в языке, паузы в музыке, пробела между словами в тексте, ничто в философии, пустоты в физике, неустойчивости (значимого отсутствия устойчивости) в биологии, нелинейности I (значимого отсутствия линейности) в синергетике, нестабильности (значимого отсутствия стабильности) атомов в радиохимии и т.д. и т.п.

Отменный пример значимого отсутствия представляет слово «ма» японского языка, «для которого нет подходящего эквивалента в европейских языках и которое означает паузу, интервал. Это слово используется в качестве знака препинания, оно не произносится. Но оно читается. Там, где оно встретилось и тексте, необходимо остановиться, подождать, осмыслить прочитанное. Это действие японского слова «ма» обычно иллюстрируется началом известного японского стихотворения:

Весна (ма) - это заря.

«Ма» после «весны» означает большую паузу, в течение которой можно представить, почувствовать, пережить образ весны, прежде чем сказать «заря»».

Значимые отсутствия - это «небытийные» свойства объекта-системы. «Небытийные» свойства - это буквально отсутствующие свойства данного объекта-системы. Таких свойств у каждого из них — бесчисленное множество. Так или иначе, такие отсутствия для бытия объекта-системы значимы. Это - значимые отсутствия и как значимые вполне реальны, поэтому-то слово «небытийные» и взято в кавычки. Совокупность значимых отсутствий образует пустую систему данного объекта-системы.

(NZ) Описанная градация систем полностью совпадает с общей классификацией пространств. Подпространства, надпространства, покрытия, известные из теории множеств (топологии и др.) операции с пространствами и их элементами и т.п. Пространство также может быть любой природы: математической, кибернетической, физической и т.п. и всегда на них определены некоторые операции. Главная из них в NZ: это операция выбора, ибо ничего не происходит в пространстве само по себе, без естественно-закономерного (в частности, спонтанного) или искусственно-сознательного выбора, переводящего пространство из одного состояния в другое. Еще одним отличие от системы в том, что пространство может представлять собою совокупность несвязанных элементов, а лишь собранных по какому-то признаку. И лишь при установлении связей оно становится равносильно системе. Впрочем, Урманцев, как последовательный диалектик, вводит и понятие несистемы.

В неоэзотерике я различаю понятие Δ-элемента (или Δ-пространства), суть которого неопределенность относительно существования (наличия) или несуществования (отсутствия) значимого свойства, т.е. как состояние неопределенности до проявления пары диалектических начал. Так, в записи двоичного кода между словами из 0-1-элементов ставиться пробел - это неопределенность. Где 1-элемент это определенное качество, а 0-элемент – это, как мудро заметил Урманцев, значимое отсутствие, небытийное свойство. Но отсутствие свойства означает не пустоту, а присутствие противоположного начала. В таком понимании 0 и 1 состояния существуют  взаимоотносительно и симметрично, с равной степенью определенности.  Например, прерывность и непрерывность (плавность) содержательно равны, хоть и противоположны.

Если же 1 трактовать как проявленное свойство, а 0 как его потенциальное, непроявленное состояние, то получаем просто два уровня существования одного качества. Например, прерывность в проявленной форме и в потенциально проявляемой объектом, т.е. он сейчас в состоянии противоположном – непрерывном.

Все вышесказанное относиться к двоичной логике, а, в случае пространства с большим количеством элементов, отрицание какого-либо одного из них указывает на множество всех остальных элементов. То есть значимое отсутствие – это не противоположное начало, а всевозможные альтернативы единице. Например, небытийное свойство ″не быть человеком″ указывает на все другие формы существования. А в двоичной логике (двумерном пространстве) лишь на антипода человека в установленном смысле. А 0-элемент означает вход и (или) выход из рассматриваемого пространства или системы.

Итак, понятие абстрактного (матричного) пространства означает, что оно состоит из мета-ячеек, способных принимать одно из трех значений (0,1,Δ).

Что касается интерпретации японского ″ма″, то, на мой взгляд, оно означает переход от интеллектуального восприятия к осознанию, т.е. созданию пси-аналога реального явления и далее к пси-резонансному его ощущению. Иначе говоря, это относиться не к логике, а к психологии.//

1. Закон системности, согласно которому «любой объект - объект-система и любой объект-система принадлежит хотя бы одной Р-системе».

Частным, презамечательным случаем закона системности является парадоксальное утверждение: любой хаос - хаос-система и любой хаос-система принадлежит хотя бы одной Р-системе хаосов. И данные синергетики это неожиданное а, в сущности, как бы издевающееся над нею суждение полностью подтверждают!

(NZ) Аналогично, любое пространство является элементом какого-либо пространства, равно как и само содержит в себе подпространства. Это верно для полного пространства, содержащего все существующие пространства. Но при выходе за пределы полного пространства РР (эквивалент Мегавселенной) или при попытке войти внутрь его квантов-пространств (наименьших кирпичиков) нам следует сделать два дополнения: (1) на уровне существования из квантов (нижней границы РР) мы попадем на верхнюю границу РР и обратно. А при выходе из уровня существования, попадем в абсолютное пространство – источник возникновения РР.//

2. Закон системных (эволюционных и неэволюционных) преобразований. Это основной закон СФ. С ним связаны все важнейшие ее обобщения. Согласно этому закону «объект-система в рамках Р-системы благодаря своему существованию и/или дву-, одно-, нольсторонним связям со средой будет переходить по фиксированным законам, z Î {Z}: А - либо в себя посредством тождественного преобразования; Б - либо в другие "объекты-системы посредством одного из 7 и только 7 различных преобразований, именно изменений: 1) количества, 2) качества, 3) отношений, 4) количества и качества, 5) количества и отношений, 6) качества и отношений, 7) количества, качества, отношений всех или части его первичных элементов».

Закон ««перехода» количества в свое другое, именно: количества в тождество, а также в количество и/или качество и/или отношение».

Применительно к изменению и развитию следует говорить о законе перехода неэволюционного (эволюционного) количества в неэволюционное (эволюционное) тождество (стасигенез), а также в количество (квантигенез) и/или качество (квалигенез), и/или отношение (изогенез).

(NZ) Глубокий и хорошо выписанный закон! Аналогичный звучит так:

Закон преобразований пространств.

Под действием движущей силы, заставляющей пространство обходить формальные и освобождаться от диалектических внутренних и внешних противоречий, это пространство будет либо менять свои состояния, оставаясь динамически (условно) тождественным себе,  либо изменяться в по-новому идентифицируемое пространство (или их множество). Все изменения происходят в результате количественного или качественного изменения составляющих элементов пространства: объектов-подпространств, их отношений, структуры/законов пространства, критерия выбора в нем.

А оценка того, что считать эволюционными или неэволюционными изменениями довольно относительна. И напрямую связана с плавностью/дискретностью понятийного перехода между количеством и качеством, между прогрессивными и регрессивными изменениями.

В отношении переходов качество-количество. Эту тему следует решать в рамках общей модели диалектической логики, описывающей взаимоотношения противоположных начал-категорий. Указанная модель сводиться к дискретному или непрерывному (в зависимости от величины шага построения) пространству, порождаемому взаимодействием начал. Каждый элемент пространства представляет собою определенное соотношение (пропорцию) этих начал, взятых как одно целое. А выбор истинного происходит в соответствии с неким критерием отбора, но это уже относится к логике.

Наложение или пересечение двух пространств, с разными парами начал приводит к многообразию их сочетаний между собою в различных пропорциях. Здесь мы вплотную подходим к понятию о диалектическом операторе, как алгоритме снятия противоречий с целью поиска Прохода.//

4. Закон системной полиморфизации, согласно которому «любой объект есть полиморфическая модификация и любая полиморфическая модификация принадлежит хотя бы одному системному полиморфизму». С математической точки зрения поэтому полиморфическая модификация предстает либо как сочетание, либо как перестановка, либо как размещение из m первичных элементов по n.

С содержательной точки зрения «полиморфизм» (от греч. poly - много, morphe - форма) - это «многоформие», «многоликость», «множество инаковений», «многообразие» объектов одной и той же сущности.

5. Закон системной изоморфизации, согласно которому «любой объект есть изоморфическая модификация и любая изоморфическая модификация принадлежит хотя бы одному системному изоморфизму». Системный изоморфизм в ней понимается как обладающее свойствами рефлексивности и симметричности отношение между объектами-системами одной и той же или разных Р-систем. При таком определении системного изоморфизма, он практически становится экспликацией отношения сходства. Естественно, превосходной степенью системного сходства будет тождество, единое, а его наиболее распространенной формой - неполное сходство; важным также частным случаем его будет «эквивалентность» с ее многочисленными видами, из которых наиболее значимы для нас отношения равенства, математического изоморфизма и параллелизма.

С содержательной точки зрения «изоморфизм» (от греч. isos - одинаковый, равный, подобный; morphe - форма) - равноформие, равноликость, однообразие объектов разных сущностей. Для лучшей экспликации природы изоморфизма полезно осознать его двойную противоположность полиморфизму: в случае полиморфизма мы имеем дело с ногообразием объектов одной и той же сущности; в случае же изоморфизма –с однообразием объектов разных сущностей. Естественно, превосходной степенью системного сходствa будет тождество, единое, а его наиболее распространенной формой - неполное сходство; важным также частным случаем его будет «эквивалентность» с ее многочисленными видами, из которых наиболее значимы для нас отношения равенства, математического изоморфизма и параллелизма.

С содержательной точки зрения «изоморфизм» (от греч. isos - одинаковый, равный, подобный; morphe - форма) - равноформие, равноликость, однообразие объектов разных сущностей. Для лучшей экспликации природы изоморфизма полезно осознать его двойную противоположность полиморфизму: в случае полиморфизма мы имеем дело с многообразием объектов одной и той же сущности; в случае же изоморфизма – с однообразием объектов разных сущностей.

Одно из фундаментальных следствий этого закона - старая неоплатоновская идея всеединства, антипода и логического дополнения новой идеи СФ всеразличия.

6, 7, 8. Законы соответствия, межсистемного сходства и межсистемной симметрии, согласно которым «между произвольно взятыми системами C1 и С2 возможны соотношения эквивалентности, системного сходства и системной симметрии лишь одного из 3-х видов. Соотношение 4-ое такое, что система C1 никак не эквивалентна, системно не сходна и системно не симметрична C2 и наоборот, также соотношение невозможно».

Доказываются эти законы посредством знаменитой аксиомы выбора Цермело.

Основной и неизбежный вывод, следующий из законов соответствия, межсистемного сходства, межсистемной симметрии и системной изоморфизации – это вывод о системном сходстве всего со всем, всесистемном сходстве. Всесистемный изоморфизм и есть современная экспликация старой философской идеи всеединства, антипода и логического дополнения новой идеи СФ всеразличия. Естественно, современная экспликация не тождественна старой идее хотя бы потому, что единое - частный случай системного сходства.

(NZ) Аналогично системной полиморфизации, модификациям подвержены и пространства, образуя семейства пространств, как своих фазовых состояний, так и пространств с разной степенью ″родства″ и его типа по отношению к исходному. Естественно, родство можно классифицировать. Изменениям подвержены критерий и алгоритм выбора, законы пространства, его элементы, их отношения.

В следующем законе №5 мы имеем дело со следствием многообразия форм существования, наследующего свойство единства (изначальной субстанции и ее свойств), что порождает разнообразные явления подобия и соответствий (структурные, функциональные, частотные и т.п.) между пространствами. Если предыдущий закон говорит о родстве локальном, то второй закон о родстве глобальном. Такой вывод основан на постулате об общем источнике возникновения всех пространств – абсолютном пространстве и наследовании его фундаментальных свойств.

№ 6, 7, 8 продолжают тему. Случай, когда, в принципе, нет никакого подобия между пространствами, невозможен. Уже сама абстракция пространства указывает на общность. Но ради полноты и непредвзятости мировосприятия, мы все же должны предполагать возможность творения из Абсолюта матрицы не пространственной (не системной) организации – чего-то выходящего за пределы нашего воображения.//

9, 10. Законы системной симметрии и системной асимметрии, согласно которым «любая система симметрична в одних и асимметрична в других отношениях». С точки зрения СФ «симметрия - это свойство системы «С» совпадать по признакам «П» как до, так и после изменений «И»». Иначе, симметрия - это такой объект-система, в качестве первичных элементов которого выступают признаки «П» («инварианты»), в качестве отношений единства - отношения принадлежности признаков «П» системе «С» («носителю симметрии»), а в качестве законов композиции - требование принадлежности признаков системе «С» как до, так и после изменений «И» («преобразований симметрии»).

Точным математическим выражением симметрии является особая алгебраическая структура — группа.

Асимметрия - необходимое дополнение и противоположность симметрии. Диалектика этих «атрибутов системности» такова, что любая симметрия в ряде отношений... асимметрична - из-за существования математически неизоморфных групп, а любая асимметрия также в ряде отношений... симметрична - из-за существования математически изоморфных группоидов.

11, 12. Законы системной противоречивости и системной непротиворечивости, согласно которым «любая система обладает подсистемой противоречий-систем и подсистемой непротиворечий-систем». Самое замечаемое здесь - дополнение закона системной противоречивости («ядром» которого является закон «единства и «борьбы» противоположностей» старой диалектики) равноправным ему законом системной непротиворечивости.

13, 14. Законы системной устойчивости и системной неустойчивости, согласно которым «любая система устойчива в одних и неустойчива в других отношениях». При этом под устойчивостью понимается свойство системы «С» сохранять признаки «П» благодаря обстоятельствам «О» как до, так и после изменений «И», вызванных факторами «Ф».

(NZ) Явление симметрии, как таковое, есть следствие глобального метода абсолютной субстанции повышать степень своей определенности тавтологически, через самою же себя. При этом вместо абсолютной тождественности (предельной симметрии) частей и целого возникает условная тождественность и условное различие (многообразие). В базисе – это выражается диалектикой Начал. Они симметричны и ассиметричны одновременно. Различия порождают противоречия и противостояние, а общность – единство и согласованность.

Симметрия во временном измерении заметна гораздо меньше, преимущественно в виде циклов и спиралей развития: ″Что было, то и будет″. А оси симметрии располагаются между началом и концом процессов, принадлежащим различным уровням иерархии пространств.

Симметрия процессов развития наиболее ярко заметна в горизонтальной и вертикальной симметрии, что отмечено в нашем мышлении представлениями о подобии (значит, в равной мере, присутствует и асимметрия) высшего и низшего, и подобии процессов (прогрессивных и регрессивных) между ними. Это, так называемое, разложение пространства на ″крест″: верх-низ, левое-правое.

Интересен пример эволюционной симметрии. Так, согласно, NZ-теории эволюции, высшим достижением в биополевой организации сообщества является гиперсущество (эзократия) с гармонизированным соотношением прав и возможностей его главного центра самосознания и периферийных центров. А симметричное отражение данной организации в структуре сообщества, не представляющего единый гиперорганизм, проявляется в виде рациократии. Гиперсущество, в котором резко доминирует головной центр соответствует абсолютной монархии, а в случае доминирования периферийных – демократии.

На этом примере можно наблюдать симметрию различных веток эволюции и симметрию во времени, повторяющихся спиралеобразных циклов развития.//

15. Закон количественного преобразования объектов-систем, согласно которому «количественное преобразование может реализоваться только тремя способами: либо прибавлением D1, либо вычитанием D2, либо прибавлением D1 и вычитанием D2 «первичных» элементов (D1¹D1, D1=D2, D1,D2 ³ 1), формами реализации которых (соответственно тем или иным случаям) являются: процессы «входа» и «выхода», «деления» и «слияния», «роста» и «редукции», «синтеза» и «распада», «обмена» и «одностороннего тока» элементов; структуры «прибавления», «вычитания», «обмена», «превращения» (моно- или энантиотропного); системы «открытые» (со входом и выходом), «полуоткрытые» (со входом, но без выхода - типа «черных» дыр), «полузакрытые» (без входа, но с выходом - типа «белых» дыр), «закрытые» (без входа и выхода)».

16. Закон взаимодействия и одностороннего действия материальных и материально-идеальных объектов-систем, согласно которому «в мире реализуются не отношения всеобщей связи и всеобщей взаимообусловленности, а отношения взаимодействия или одностороннего действия между любым фиксированным материальным или материально-идеальным объектом-системой и материальными и/или материально-идеальными объектами-системами лишь ограниченного в пространстве и во времени подмножества множества таких систем бытия». Таким образом, связь (взаимодействие и одностороннее действие) всеобща в смысле каждого отдельно взятого материального или/и материально-идеального объекта-системы, но не всеобща в смысле «всёсвязности» - «живой связи всего со всем» (В.И. Ленин).

17. Закон взаимонедействия материальных и материально-идеальных объектов-систем, согласно которому «для любого материального или материально-идеального объекта-системы существует бесчисленное множество других подобных объектов-систем, с которыми в течение своей «жизни» - он в принципе не может вступать в какие бы то ни было отношения взаимодействия или одностороннего действия». Таким образом, несвязь (взаимонедействие) всеобща с точки зрения каждого отдельно взятого материального или материально-идеального объекта-системы, но она не всеобща в смысле всёнесвязанности.

В результате, Мир, Бытие, Вселенная предстают как некая всеразлично-всеединая, полиморфично-изоморфичная, связно-несвязная, в высшей степени диалектичная Система систем!

(NZ) 15 закон полностью совпадает с преобразованиями и характеристиками пространств.

Законы 16 и 17. Если мы будем рассматривать модель абсолютной субстанции, то там явно заметно присутствие условной всесвязности. Условной, потому что элементами абсолютного пространства являются его тождественные копии. Оно связанно с самим собою и со своим условно тождественным многообразием. Но уже в процессе повышения уровня своей проявленности, происходит все большее ослабление этой связи, заменяясь на локально связные системы и вовсе несвязные.

Если отличать непосредственное действие или недействие, от опосредованного действия между двумя элементами, через третий элемент или метауровень системы, то опосредованная связность, как цепочки каузальных действий, значительно расширится. И лишь закон затухания (ослабления) любого возмущения (энергии) во времени и пространстве не позволит реализоваться такой всесвязности.

С окончательным выводом Урманцева о Системе систем (Пространстве пространств) я полностью согласен! Добавлю, что природа изначальной субстанции в состоянии до-двойственности, т.е. без диалектики, раскрывается только через понятие о неопределенности.//

Продолжение следует Часть 2.

©  А.В. Кундин (Neoesoterik)

astrokey.org


 

Читайте также

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить